Наталья
Высший разум
(311432)
15 лет назад
Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
ru.wikipedia.org/wiki/ –
stepanov01.narod.ru/history/lect06_2.htm –
Ironie
Высший разум
(262664)
15 лет назад
Сословия - Понятие С. по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С. разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч. 1, изд. 1887 г. , Зак. Гражд. , ст. 415: "имущества частные суть все те, кои принадлежат частным дицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам и конкурсам"; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV, главы 1, раздела II, книги 1 Законов о состояниях, Св. Зак. том IX); иногда же сословием называются государственные учреждения вообще. Так, сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд. Совета, ст. 1); в указе 4 апреля 1803 г. (1 Полн. Собр. Зак. , № 20701) С. назван виленский университет; в указе 3 марта 1814 г. - синод и сенат; существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже назывался С. (Арх. Госуд. Сов. , том II, стр. 7). Нередко наименованию государственного совета С. придают особое значение, видя в этом наименовании стремление императора Александра Павловича придать этому установлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф, "Жизнь гр. Сперанскаго", 1, стр. 119; Пыпин, "Общественное движение при Александре 1", 146), но, как видно из приведенных примеров, термин С. едва ли имел в эпоху составления "Образования Государственного Совета" (1810) какой-либо политический оттенок. Обыкновенно термином "сословие" обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются по наследству. В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин "cocтояниe"; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тоже употребляется термин "сословие" (Св. Зак. , т. IX, ст. 3). Наука государственного права долгое время не различала С. от классов населения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены были эти понятия Л. Штейном, который под различием отдельных классов понимал фактически существующие различия по имущественному положению, а под С. понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством и получившие от него различные, по наследству передаваемые права. Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различие классов начали усматривать не только в различии имущественного положения (различие профессий, образования, иногда происхождения) ; было установлено, что роль государства не ограничивается лишь признанием существующих различий отдельных классов и в санкционировании этих различий законодательством, но что государственная власть нередко и сама создавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в одну группу людей; по своим бытовым условиям представляющих весьма мало общего. Из всех европейских государств роль правительства в создании С. была наиболее видною в России: наши С. сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти. Глубокие сословные различия, составляя отличительную черту средневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьма печальную роль в строе всех европейских государств вплоть до конца прошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и в Венгрии сословное начало не утратило юридического и политического значения и до сих пор) , но в настоящем столетии сознание бесполезности С. в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношении устанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более и более. Все западноевропейские законодательства стремятся или ослабить значение перегородок между еще существующими С. , или вовсе уничтожить следы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также во всех внеевропейских государствах, образовавшихся из европейских колоний, совершенно уничтожены сословные различия духовенства, горожан и крестьян.
Лина Куликова
Ученик
(116)
8 лет назад
СОСЛОВИЕ, социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации - феодальная Франция, где с 14-15 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
Алексей Обмачевский
Знаток
(304)
7 лет назад
Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству [1].
Священник, рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция, XIII век)
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
татьяна тойдонова
Ученик
(171)
7 лет назад
Сословия - Понятие С. по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С. разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч. 1, изд. 1887 г. , Зак. Гражд. , ст. 415: "имущества частные суть все те, кои принадлежат частным дицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам и конкурсам"; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV, главы 1, раздела II, книги 1 Законов о состояниях, Св. Зак. том IX); иногда же сословием называются государственные учреждения вообще. Так, сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд. Совета, ст. 1); в указе 4 апреля 1803 г. (1 Полн. Собр. Зак. , № 20701) С. назван виленский университет; в указе 3 марта 1814 г. - синод и сенат; существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже назывался С. (Арх. Госуд. Сов. , том II, стр. 7). Нередко наименованию государственного совета С. придают особое значение, видя в этом наименовании стремление императора Александра Павловича придать этому установлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф, "Жизнь гр. Сперанскаго", 1, стр. 119; Пыпин, "Общественное движение при Александре 1", 146), но, как видно из приведенных примеров, термин С. едва ли имел в эпоху составления "Образования Государственного Совета" (1810) какой-либо политический оттенок. Обыкновенно термином "сословие" обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются по наследству. В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин "cocтояниe"; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тоже употребляется термин "сословие" (Св. Зак. , т. IX, ст. 3). Наука государственного права долгое время не различала С. от классов населения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены были эти понятия Л. Штейном, который под различием отдельных классов понимал фактически существующие различия по имущественному положению, а под С. понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством и получившие от него различные, по наследству передаваемые права. Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различие классов начали усматривать не только в различии имущественного положения (различие профессий, образования, иногда происхождения) ; было установлено, что роль государства не ограничивается лишь признанием существующих различий отдельных классов и в санкционировании этих различий законодательством, но что государственная власть нередко и сама создавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в одну группу людей; по своим бытовым условиям представляющих весьма мало общего. Из всех европейских государств роль правительства в создании С. была наиболее видною в России: наши С. сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти. Глубокие сословные различия, составляя отличительную черту средневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьма печальную роль в строе всех европейских государств вплоть до конца прошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и в Венгрии сословное начало не утратило юридического и политического значения и до сих пор) , но в настоящем столетии сознание бесполезности С. в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношении устанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более и более. Все западноевропейские законодательства стремятся или ослабить значение перегородок между еще существующими С. , или вовсе уничтожить следы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также во всех внеевропейских государствах, образовавших
Дарья Шульц
Ученик
(120)
7 лет назад
Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Юля Афанасьева
Ученик
(142)
7 лет назад
Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Матвей Фёдоров
Ученик
(68)
6 лет назад
Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Lenk
Знаток
(302)
6 лет назад
Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Hay Channel
Ученик
(105)
6 лет назад
В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.
К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» - стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники - получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии - они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением.
Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники - «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение «черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни.
Крестьянство составляло основную часть населения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%), черносошные или государственные (11%), монастырские (13%).
Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.
Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири.
Некоторые историки называют Россию этого времени «служилым государством»:
- закрепощение крестьян ещё в большей степени привязало землевладельцев к государству, так как только оно могло обеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянской общиной барских и государственных повинностей;
- горожане так же оказались закрепощенными государством, а не платившие тягла верхи
Nastya Life
Ученик
(147)
5 лет назад
Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями закреплёнными обычаями и законами.