Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Когда и где построена Потёмкинская лестница?

Ната Сто Мастер (1089), закрыт 15 лет назад
Как еще ее называют?
Лучший ответ
I'll be better Просветленный (46442) 15 лет назад
Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница (укр. Потьомкінські сходи) — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом.


На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м) , благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша) . При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней.

Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили» Приморская улица (сейчас носит имя связанного с основанием города А. В. Суворова) и портовые сооружения. Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в «Путешествии Онегина» :
С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.

Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне появились деревянные лестницы.

Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елисавете, она стоила городу 800 тыс. рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка» , как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.

Весной 1919 года на ее площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы.
Детская коляска, пущенная по лестнице ассистентами великого режиссера, прокатилась по экранам всего мира, а ставшая широко известной лестница начала называться Потемкинской. И литераторы, которые писали о ней, нередко уже отталкивались от событий, изображенных в фильме, подменяя историческую реальность вымыслом Эйзенштейна.
Остальные ответы
Чайка Мастер (1930) 15 лет назад
Потёмкинская лестница
Построена в стиле классицизма, длинной в 142 м и высотой - 24 м, имеет 192 ступени и 10 площадок, является одним из лучших мест города с видом на гавань и залив. Строилась с 1837 по 1841 год (архитектор Ф. Боффо) . Первоначально была построена из мягкого камня. В 1933 году реставрирована. Теперь ступени ее сделаны из гранита, а площадки асфальтированы. Архитектурные особенности лестницы: при взгляде сверху вниз видны только одни площадки, а снизу вверх - только ступени. С любой точки Потёмкинской лестницы можно наблюдать ансамбль Приморского бульвара. По замыслу архитектора, она должна была являться как бы "парадным входом" из порта в город. В июньские дни 1905 года на этой лестнице и в порту царские жандармы расстреляли около 2 тысяч рабочих, которые вышли приветствовать матросов восставшего броненосца "Потемкин". В память об этом событии народ назвал лестницу "Потемкинской".
Татьяна Ученик (157) 15 лет назад
Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым.
Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница (укр. Потьомкінські сходи) — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом.
Евгения Мастер (1750) 15 лет назад
Строительство одной из главных достопримечательностей Одессы – Потемкинской лестницы – началось в 1837 году по инициативе генерал-губернатора графа Михаила Воронцова. Именно он после застройки Приморского (в то время – Николаевского) бульвара решил, что было бы весьма неплохо соединить его с морем невиданной по размерам бульварной лестницей, которая станет настоящим украшением Одессы.
Однако в XIX веке возведение монументального сооружения по проекту архитектора Франца Боффо, который предусматривал 200 ступеней и 10 пролетов, превратилось для города в обременительный и дорогостоящий долгострой. Особенности почвы на склоне то и дело преподносили строителям неприятные сюрпризы в виде грунтовых вод и обвалов. А затраты на возведение Бульварной лестницы (так изначально именовалась Потемкинская) , соизмеримые с годовым бюджетом города (около 1, 3 млн. рублей) , вызывали возмущение в кругах передовых горожан – они не видели практического применения новому архитектурному шедевру, призванному удовлетворять нужды узкого круга аристократии, проживающей на Николаевском бульваре.
Спустя почти 10 лет строительство Бульварной лестницы было завершено. И вскоре она стала неотъемлемой частью города, вызывая восхищение не только коренных жителей, но и приезжих. Благодаря уникальному проекту при взгляде на лестницу создается эффект оптического обмана. Кажется, будто бы она расширяется к низу, хотя на самом деле ее ширина вверху составляет 21, 7 м, а внизу – 13,4 м. Еще одна архитектурная особенность заключается в том, что снизу видны лишь ступеньки лестницы, а сверху – ее пролеты. Благодаря режиссеру Сергею Эйзенштейну, который снимал на ступенях лестницы свой знаменитый фильм «Броненосец «Потемкин» , в народе она была прозвана Потемкинской, и это название впоследствии закрепилось за сооружением документально.
Практически с момента создания Потемкинской лестницы она стала излюбленным местом отдыха и развлечений горожан. Висячие сады, разбитые по обе стороны лестницы на склонах, впоследствии преображенные в настоящий парк, удобный спуск к морю и прекрасный вид на морскую гавань – все эти достоинства не смогли оставить одесситов равнодушными. Их любовь к Потемкинской лестнице не иссякла даже тогда, когда из-за наращивания прибрежной зоны городским властям пришлось засыпать 8 ступеней и тем самым лишить горожан возможности спускаться к самому морю. Более того, популярность Потемкинской как места всевозможных развлечений постоянно росла. Так, в начале XX века известный одесский естествоиспытатель Сергей Уточкин совершил по ней променад на диковинном для горожан агрегате под названием автомобиль. Его подвиг впоследствии повторили участники первой «Юморины» , съехав по ступеням Потемкинской на «Запорожце» , а позже к первооткрывателям присоединились многочисленные байкеры, велосипедисты, владельцы роликов и скейтбордов.
Сегодня Потемкинская лестница, ко всему прочему, является местом проведения различных увеселительных мероприятий – шествий, концертов, фестивалей. Однако если шествия проходят непосредственно на Потемкинской, то во время сейшенов она превращается в своеобразный зрительный зал под открытым небом, а у ее подножия (обычно перед входом на Морвокзал) размещается сцена.
Похожие вопросы