Колесная лира. (или органистр, лат. Organistrum, итал. Ghironda, англ. Hurdy-gurdy, франц. vielle a roue)
С точки зрения эволюции струнных инструментов колесная лира должна была ознаменовать своим появлением высшую ступень в их развитии. Колесо лиры, натертое смолой, дало возможность извлекать из струн непрерывно тянущийся звук.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.
В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм) , на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие» . Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир «духовные стихи» . Так назывались сочинённые ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.