Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
9лет
Изменено

Как оценить банальность рифмы?

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
9лет

По определению "банальность - высказывание, лишенное оригинальности, плоская, банальная мысль, общее место".
Узнать, что рифма заезжена несложно, если Вы более или менее начитанный в поэзии человек. Если же Вы - "не читатель, а писатель", то, конечно, сложнее.
Для начала - старайтесь как можно реже рифмовать между собой глаголы в однй и той же форме и лице (любить - ходить, жил - дружил) и существительные одного склонения в одинаковом падеже (косой - росой, горшка - цветка). Сходные по звучанию наречия - тоже не лучший вариант (сложно - осторожно). Никогда (за исключением случаев, когда это делается специально, обыгрывается) не рифмуйте однокоренные слова (бежать - убежать, учение - поучение).
А заезженные рифмы так все и не перечислишь. Их очень много. Это те, которые сразу просятся, и которые вызывали улыбку уже двести лет назад. Над ними смеялся еще Пушкин:
Но вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На вот, возьми ее скорей).
или вот это:
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?

Аватар пользователя
Просветленный
9лет

Вот это тот чрезвычайно редкий случай, когда мне хочется немного поправить Сергея Смолицкого. Собственно говоря, "в первом приближении" он абсолютно прав, но если Вы откроете сборники стихов классиков (в том числе и конца ХХ века), то с удивлением обнаружите в их стихотворениях те самые "банальные рифмы", но при этом сами стихи воспринимаются свежо и оригинально.
В чём же дело?
13 декабря 1925 года Сергей Есенин пишет молодому (почти начинающему) поэту Я. Е. Цейтлину. В письме он даёт несколько ценных советов и среди них такой: "Не берите и не пользуйте избитых выражений. Их можно брать исключительно после большой школы, тогда в умелой рамке, в руках умелого мастера они выглядят по-другому".
Замечание чрезвычайно точное и глубокое. Стихотворение - это очень сложный организм, имеющий огромное количество самых разных факторов, которые оцениваются, в конечном итоге, не сами по себе, а в комплексе. Поэт-мастер иногда совершенно сознательно идёт на определённые дефекты (в том числе и рифмы, которые в ином случае можно было бы считать "банальными"), но компенсирует их другими тщательно отработанными приёмами (например, сложной необычной строфикой; использованием таких рифм, как своеобразной реминисценции, отсылающей к поэзии более ранних авторов; наличии рядом с такими рифмами неожиданных метафор, дающих этим словам совершенно иной смысл и т. д.). Таким образом, рифмы банальны не сами по себе - они банальны в том случае, когда рарушают гармонию поэтичности стиха, когда они слишком предсказуемы для читателя, когда они стоят в стихотворении только "для рифмы" и заставляют подгонять под них всю строчку, когда и искушённый в поэзии читатель, и новичок спотыкаются на этом месте и моментально понимают, что неумелый стихотворец в этом месте не думал ни о чувствах, ни о смысле, а хотел только иметь созвучные окончания строк или (что ещё чаще и хуже) ухватившись за первый пришедший на ум вариант рифмы (который встречался тысячи раз в других стихах) вставляет его, не пытаясь пораскинуть мозгами в поисках лучшего и свежего, а потом не желает ни часа поработать над своими виршами, оставляя истёртые рифмы на мучение читателю.
Это тот случай, когда алгеброй гармонию проверить трудно - нужна литературная школа, нужны знания поэтики, нужен опыт стихотворца, нужен изысканный поэтический вкус, нужно чутьё Поэта.

Аватар пользователя
Оракул
9лет

В Греции, которая вообще является родиной литературного стихосложения в настоящее время, рифмованные стихи "мантинаты" сочиняют только пастухи, влюбленные, селяне на ярмарках и т. д. До сих пор устраиваются поэтические состязания на праздниках. Особенно этим славится остров Крит. Умение вирутозно пользоваться рифмой стоит наравне с умением лихо танцевать. "Рима" - это на греческом и рифма, и слово, которое означает часть речи, "глагол".
Главной рифмой мантинат чаще всего является глагольная: "О ти ке нахи критикос, ме лойа дэн то лей, ме мантинатэс херетэ, ме мантинатэс клей".Чтобы ни происходило с критянином, он не выражается в прозе (ме лойа), с помощью мантинат он и смеется, и плачет. "То есть, рифмоплетство там возведено в ранг национальной идентичности "критикоса".

Так вот, официальная литература признает этот тип поэзии как народный, и относится к нему как к несерьезному. Хотя среди мантинат встречаются перлы небанальных рифм и перлы смыслов. Как в эпиграммах Пушкина. Но они никогда не станут настоящей поэзией, это лишь "стихакья". А в термин "поэзия" современная западная литература вкладывает гораздо более широкий смысл, и наличие рифмы в нем вовсе не является обязательным в 21 веке.

Это был экскурс просто небольшой. А теперь ответ на ваш вопрос: столько тысячелетий человечество сочиняет стихи, что все рифмы воспринимаются уже как банальные, ВСЕ, без исключения. Небанален должен быть язык поэтического высказывания В ЦЕЛОМ. Рифма - одна из частей целого. Вот почему греческая поэзия 20 века, серьёзная поэзия, я имею в виду, давно отказалась от рифмованного стиха. Потому что рифма напоминает о банальном. А поэзия любит уникальное. Рифма - это клетка. Сделать её частью птицы может только великий поэт.

Аватар пользователя
Оракул
9лет

не дать не взять) это)

Аватар пользователя
Мыслитель
9лет

Банальные рифмы- это давно известные и заезженые, типа- любовь-кровь, лето- где-то, это попса в поэзии, доступная любому графоману, ищите красивые и оригинальные рифмы, это оценит читатель!