В чем смысл слов: "Христос распятый для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие"?
18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Апостольская проповедь о распятом и воскресшем Христе резко расходилась с представлениями иудеев о Мессии, ибо они ожидали в Его лице могучего царя, всемирного завоевателя, Который упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в которой иудеи займут первое место. Они ожидали, что Его приход будет сопровождаться великими знамениями и чудесами. Ученики же Спасителя учили о спасении через веру в пострадавшего за грехи людей Иисуса Христа. Поэтому такая проповедь была «иудеям соблазн». Положение усугублялось еще тем, что, по закону Моисея, «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21: 23).
Эллины же, ставившие выше всего разум, считали такую проповедь безумием. «Для греческого же культурного мира, – пишет блаженный Феодорит, – важнее всего в новой религии была ее сообразность с требованиями разума; они хотели в религии видеть мудрость хотя бы небесного, а не земного происхождения. Между тем апостол проповедовал, что Христос был распят… Но те же иудеи и эллины, которым проповедь о кресте представлялась неразумием, совершенно иначе смотрят на крест, как скоро они становятся верующими. Последних называет здесь апостол призванными, выдвигая таким образом на вид Божественную деятельность – призвание пред человеческой – усвоением через веру истин Евангелия. Христос является Божиею силою и Божиею премудростью. Бог есть Творец, а во Христе мы становимся новым творением (см.: Еф. 4: 24) – в этом сказывается Божия сила, Божие всемогущество. С другой стороны, Бог есть сама премудрость, а в Господе Иисусе Христе открыты все тайны вечной Божественной премудрости (см.: Еф. 1: 8, 9)».
Прочитав заповеди Эллин скажет, что не видит никакой мудрости в том, чтобы не стричь волосы на висках и не смотреть на лица, укрепляя колени! Иудеи тоже не ожидают, что так точно надо соблюдать всё написанное в Библии, и только Я и Мои избранные уразумели, что Сила Божия дается безумным Христа ради.
Бог Живой
Эти слова написал христианин и для христиан. А у эллинов и иудеев были другие религии - язычество и иудамзм и они на Христа смотрели по другому.
Иудеи соблазнялись тем, что ожидали пришествие Христа (Сына Бога) как пришествие царя освободителя, но никак не распятого Христа.
В Законе говорилось, что человек, повешенный на столбе, «проклят пред Богом» (Второзаконие 21:22, 23; Галатам 3:13). Как отмечает Фредерик Брюс, Савл был уверен, что «эти слова с полным основанием можно отнести к Иисусу». «Он умер проклятый Богом и потому, казалось, никак не мог быть Мессией, который, согласно общепринятому представлению, должен быть благословлен Богом, как никто другой. Поэтому признание Иисуса Мессией расценивалось как богохульство; а за подобного рода нелепое утверждение человека следовало наказать как богохульника». Впоследствии Савл сам признавал, что идея «Христа распятого, для Иудеев [была] соблазном» (1 Коринфянам 1:23).