


Помогите ответить на вопрос по литературе. Что такое санет? Глубина чувств в санетах Шекспира.
ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА Творчество Вильяма Шекспира составляет целую эпоху в развитии всей мировой литературы. Переосмыслив и углубив все то, что воспринял от своих предшественников, поэт и драматург нашел для современных ему чувств, мыслей и проблем настолько глубокое выражение, что его произведения пережили автора и до сих пор не утратили своей художественной и идейной жизненной ценности. Наследие великого писателя очень велико. Помимо известных трагедий, он создал немало пьес, комедий, хроник, поэм. Но отдельно хотелось бы остановиться на сборнике сонетов, включающем 154 произведения. Вобравшие в себя некоторые веяния Петрарки и Овидия, сонеты Шекспира представляют собой совершенно уникальное, неповторимое по силе и глубине передаваемых чувств, по страстности переживаний и раздумий автора творение. В этих произведениях обнаруживаются глубокий ум, душевная чуткость и проницательность, замечательное искусство и благородство чувств, присущие самому автору. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. Да, автор влюблен в земную женщину, а не плод своего воображения. Она не отличается небесной красотой, но для влюбленного поэта она прекрасна. Следует сказать, что Шекспиру чужды были слепое восхваление и преклонение, не замечающее пороков и недостатков: Не соревнуюсь я с творцами од, Которые раскрашенным богиням В подарок преподносят небосвод Со всей землей и океаном синим. Восхищаясь своей возлюбленной, автор в то же время проклинает ее за черствость, за непостоянство, за то, что она сделала его своим рабом. Но, видя и сознавая недостатки красавицы, поэт все-таки не может покинуть ее и сам называет свою губительную страсть «уродливым недугом». И все же любовь — самое сильное и глубокое чувство. Для Шекспира не существует на свете ничего, что могло бы заменить ему эту страсть. Все преходяще, уверен поэт, и только любовь — вечна: Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим. Коварная девушка смогла пленить и полностью подчинить своей власти не только самого поэта, но и его лучшего друга. И тут перед нами раскрывается все благородство души двух друзей, которые, любя одну женщину, все же остаются друзьями, поддерживают друг друга, дают советы. В душе лирического героя идет долгая и напряженная борьба, но оканчивается эта борьба все-таки победой дружбы. Друг автора — несчастный актер. Несчастный — потому что в обществе к этому ремеслу относятся с пренебрежением. И, сознавая это, автор грустит и негодует одновременно. Он не может понять и принять существующее в мире равнодушие и фальшь, не в силах смотреть на: Достоинство, что просит подаянье, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока… Таким образом, чувства Шекспира не ограничиваются только страданиями любви и восхвалением дружбы. Он размышляет и о разрушительных силах своего времени, обрекающих на бессмысленную гибель и любовь, и дружбу, и талант, и самые светлые и возвышенные душевные порывы. Видя жестокость и несовершенство окружающего мира, в котором все прекрасное обречено на гибель, лирический герой Шекспира в отчаянии призывает смерть. И только невозможность оставить «милого друга» удерживает его на этом свете. Друг снова возвращает его к жизни, заставляет поверить в то, что его душевные порывы не напрасны, вселяет веру в светлое будущее. Он выступает неким связующим звеном между отчаянием и надеждой. «Все мерзостно, что вижу я вокруг», — пишет
стихотворения Уильяма Шекспира, написанные в форме сонета. Всего их 154 и бо́льшая часть написана в 1592—1599 годах.
Продолжает оставаться вплоть до наших дней загадкой, несмотря на бесчисленные исследования, самая знаменитая часть поэтического наследия Шекспира — его сонеты. Современникам они казались «сладкими как сахар». Этого было достаточно, чтобы разжечь жадность продавцов книг, и «книжный пират» по фамилии Джаггард несколько сонетов отпечатал в своём воровском издании ложно приписанного им Шекспиру «Страстного пилигрима» (1599). Другие сонеты попадаются в некоторых других хищнических изданиях пьес Шекспира. А в 1609 г. «книжный пират» Торп достаёт полный экземпляр вращавшихся в литературных кругах сонетов Шекспира и издаёт их без разрешения автора.
Однако его ожидания нажиться не оправдались. Сонеты, видимо, не понравились широкой публике, потому что следующее издание их появилось только в 1640 г. А затем их до такой степени забывают и игнорируют, что такой добросовестный человек, как издатель классического собрания сочинений Шекспира (1773) Стивенс, не захотел их перепечатать. Он считал шекспировские сонеты аффектированно педантическим и просто скучным вздором и позднее выразился, что «самый строгий парламентский закон не мог бы даже принудительным путём доставить читателей» этим сонетам. И их действительно просто перестали читать или читали до такой степени невнимательно, что некоторые издатели сочинений Шекспира заявляли, будто в сонетах воспевается возлюбленная Шекспира, а один даже уверял, что королева Елизавета I.