Gala Vasilyeva
Мудрец
(13378)
16 лет назад
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными» .
Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту. По возвращении на родину молодой художник особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены» .
В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. В гравюре «Четыре всадника» , пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Вверху листа парит белый ангел. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Начатая фигурой ангела, основная композиционная ось вдруг резко отклоняется вправо и уходит в нижний угол листа, где в пасти Люцифера казнится император. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды» . Но, гравируя свои неистово гневные листы, он стремился говорить с современниками о том, что их волновало и что воплощалось тогда в привычных мотивах религиозного мифа. Эта картина была актуальна во времена Дюрера, не утратила она своей актуальности и сейчас, ведь тема борьбы Добра и Зла, тема Апокалипсиса - вечна.
Диана Деньга
Знаток
(262)
9 лет назад
В гравюре «Четыре всадника» изображены четыре всадника Апокалипсиса: Война, Мор, Суд и Смерть, во весь опор несущиеся на страшных конях, сметая все на своем пути. На небе клубятся облака, ограниченные контурами пульсирующих линий. Над четырьмя “братьями”парит белый ангел - он благословляет грозное апокалипсическое войско.
Можно предположить, что Дюрер сознательно стремился говорить с современниками о том, что их волновало и что воплощалось тогда в привычных мотивах религиозного мифа. Эта картина была актуальна во времена Дюрера, не утратила она своей актуальности и сейчас, ведь тема борьбы Добра и Зла, тема Апокалипсиса – вечна, поскольку произведения искусства такого уровня имеют, непреходящую, вечную ценность…
Как Вы считаете, насколько актуальна, эта картина в наше время?