Речь Фамусова, по замечанию А. С. Орлова, напоминает речь старомосковского дворянства, с ее народной, разговорной манерой, красочную, образную и меткую.
Павел Афанасьевич склонен к философствованию, дидактизму, остроумным
замечаниям, к краткости формулировок и лаконичности. Речевая манера его необыкновенно подвижная, живая, эмоциональная, что указывает на интеллект
героя, его темперамент, проницательность, определенный артистизм.
Необычайно характерной является и речь Скалозуба — примитивная,
отрывистая, грубая по смыслу и интонациям. В лексиконе его множество
военных терминов: «фельдфебель», «дивизии», «бригадный генерал»,
«шеренга», «дистанции», «корпус» — которые зачастую употребляются
не к месту.
Речь Молчалина также соответствует его внутреннему облику.
Основные черты этого персонажа — лесть, подхалимство, покорность.
Для речи Молчалина характерны самоуничижительные интонации,
слова с уменынительно-ласкательными суффиксами, подобострастный
тон, преувеличенная любезность: «два-с», «по-прежнему-с», «простите,
ради Бога», «личико», «ангельчик». Молчалин в основном немногословен,
«красноречие» в нем просыпается лишь в разговоре с Лизой, которой
он открывает свое истинное лицо.
Репетилов. Это пустой, легкомысленный, безалаберный человек, болтун,
любитель выпить, завсегдатай Английского клуба. Речь его —
это бесконечные рассказы о себе, о своей семье, о «секретнейшем союзе », сопровождаемые нелепыми клятвами и уничижительными признаниями.
Речевая манера героя передана лишь одной фразой: «Шумим, братец,
шумим». Чацкий приходит в отчаянье от «вранья» и «вздора» Репетилова.
Стоит отметить и своеобразие речевой манеры графини-бабушки.
Как замечает В. А. Филиппов, эта героиня вовсе не косноязычна.
Ее «неправильный», нерусский выговор обусловлен национальностью.
Старуха Хрюмина — немка, которая так и не овладела русским языком,
русским выговором.
От речи всех персонажей отличается речь Чацкого, который в определенной
степени является героем-резонером, выражающим в комедии авторские
взгляды. Чацкий — представитель «века нынешнего», критикующий все
пороки московского общества. Он умен, образован, говорит правильным
литературным языком. Речи его свойствен ораторский пафос,
публицистичность, образность и меткость, остроумие, энергичность.
Достаточно правильным литературным языком в пьесе говорит и Софья,
что свидетельствует о ее хорошем образовании, начитанности, интеллекте.
Как и Фамусов, она склонна к философствованию: «Счастливые часов
не наблюдают». Выражения Софьи метки, образны, афористичны:
«Не человек, змея», «Герой не моего романа».
Речевые характеристики героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
http://5litra.ru/soch/638-rechevye-harakteristiki-geroev-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html