Юлия Борзых
Мудрец
(13801)
9 лет назад
Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Определение величины возможно только на основе сравнения, так как это- основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к понятиям : больше, меньше, равно, длина, ширина, высота, объем и др.
Величина также характеризуется изменчивостью .Например, изменение длины данного стола изменяет его размер, но не меняет его содержания и качества стол остается столом.
Третье свойство величины- относительность. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший, в зависимости от того, с каким по размеру предметом он сравнивается. Изучение этих величин происходит в процессе рассматривания контрастных предметов: длинного и короткого, высокого и .низкого, широкого и узкого .
Пользоваться приемами наложения и приложения, обозначать результат словами «Красная лента длиннее, чем синяя, а синяя лента короче чем красная лента .»
«Дерево выше, чем цветок, а цветок ниже, чем дерево.»
Изучение величин обычно с рассмотрения длины, затем проводится работа по формированию представлений о высоте и ширине. Активность дошкольников повысится, если использовать дидактические игры.
«Подбери куклам ленточки» ( большая и маленькая кукла, дарим им длинную и короткую ленту.)
«Какая дощечка нужна для мостика ?» (широкая или узкая).
«Кто выше?» (2 куклы поставить спиной друг к другу, провести рукой вдоль туловища каждой куклы, узнать какая кукла высокая, а какая низкая)
«Найди такое же колечко» (перемешать колечки, разложить по порядку от самого маленького до самого большого, затем найти 2 одинаковых колечка путем наложения друг на друга.) «Какой ручеек шире (уже)?»
«Сравни длину ушей у зайца и волка».
«Сравни длину хвостов у лисы и медведя».
Чей стул выше ?»
«Найди елочку такой же высоты.»
«Посади мишек на скамейку» ( на длинную много мишек, на короткую одного.)
Задания требуют использования конструкций: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая или, наоборот самая короткая длиннее, еще длиннее.
Постепенно знания расширяются, дети учатся соизмерять предметы по двум признакам, выделять в одном предмете длину и ширину, учатся сравнивать 2 предмета по толщине путем приложения или наложения друг к другу.» Большое значение имеет измерение объема. Необходимо объяснить, что измерить можно не только длину, ширину, высоту, но и вместимость сосудов. Педагог использует условную мерку- стакан, чашку. Для этого используется вода, крупа .Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения.
Наиболее удобная форма работы – в паре .Один выполняет другой проверяет, исправляет ошибки.