Никита
Ученик
(190)
9 лет назад
Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
Глубоким обобщением этой проблемы в художественных образах явилось стихотворение «Анчар».
«Анчар» - одно из высших достижений мировой лирической поэзии, где сила и глубина мысли соединились с предельной сжатостью словесного выражения.
Это стихотворение также символического звучания.
Что послужило толчком к созданию стихотворения?
Очевидно, что Пушкин при его неизменном интересе к русской литературе и периодике мог прочесть заметку о ядовитом дереве, растущем на острове Ява.
Но для того, чтобы понять психологический настрой, обусловивший особенности пушкинской интерпретации сухих журнальных сведений об осужденных на смерть преступниках, которым представлялась возможность использовать последний шанс спасти свою жизнь – добыть яд, нужно хотя бы в общих чертах представить себе круг мыслей, переживании и настроений Пушкина, определявших его взаимоотношение с действительностью этого времени.
Размышление о причинах и последствиях поражения декабрьского восстания и явилось той психологической почвой, которая обусловила особенности его стихотворения об анчаре, потрясающего по силе проявления пушкинского гуманизма.
Пушкин ставит в стихотворении огромную проблему – о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.
Стихотворение трагично по существу, но этот трагизм лишь подчеркивает значительность основной проблемы.
«Анчар» - совершенен по своей художественной форме.
Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р] придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом и построено по принципу контраста.
К морю
А. С. Пушкин -великий русский писатель! Пушкин сочетал в себе не только гений писателя, но и гениального художника, историка, философа и более сего. Прежде чем взяться за анализ любого его произведения, необходимо во-первых узнать предисторию (возраст поэта) , которая и способствовала написанию того или иного произведения (в детстве одно, в юности другое) . Прослеживая год публикации стиха, по нему можно у "Пушкинистов" узнать где и что делал сам Пушкин. Ведь очевидно, что войдя в свет и став любимцем Царя -Императора, Пушкин впитывает и невольно соприкасается с делами государственными, что и отпечатывается прямым образом на его последующем творчестве. Например известное произведение "Врагам России" ясно даёт понять зрелость Пушкина, его патриотичность, и другие наилучшие качества человека и гражданина. Вобщем рекомендую почитать Пушкинистов и посмотреть на Ютубе по этому поводу сюжеты. Исходя из возраста Пушкина, его мировозрения, внешних обстоятельств и нужно подходить к анализу.
пророк
Поэт… Какова же его роль в жизни общества? Каково его назначение? Пожалуй, каждый писатель, каждый поэт рано или поздно задумывался об этом. И у каждого есть свое мнение на этот счет. Но очень интересно и необычно размышление о назначении поэта Пушкина.
Разочарование в поэзии, навеянное годами ссылки, проходит, и поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой стихотворения «Пророк» перерождается из «духовной жаждою» томимого человека в поэта-пророка. Теперь его цель – «глаголом» жечь «сердца людей» , ведь вся сила поэта заключается в глаголе.
Стихотворение написано в трудный для поэта период – в 1826 году, в те дни, когда правительством решалась его личная судьба. «Пророк» , по смыслу названия, ориентирован на историческую перспективу. «Пророк» – несколько задержавшееся, но зато, может быть, самое яркое свидетельство преодоления духовного кризиса 1823-1825 годов на самом болезненном его участке.
1) Время создания стихотворения.
2) Тема и основные мотивы.
3) Художественная идея стихотворения (следует указать, в каких строках она наиболее точно выражена)
4) Жанр, которому относиться данное лирическое стихотворение.
5) Система образов: образ-персонаж (лирический герой) образы природы- их взаимосвязь.
6) Художественные средства использованные в стихотворении.
7) Своеобразие лексики (книжная или разговорная речь)
8) Ритм и рифма. Стихотворный размер.