Френсис Скотт Фицджеральд (1896 - 1940) - американский писатель, ставший в литературе едва ли не первым представителем поколения, которое позже назовут "потерянным". Фицджеральд стал наиболее ярким и точным выразителем настроения "века джаза" - так называли годы временного послевоенного преуспевания, отмеченные парадным оптимизмом и взвинченной тягой к потреблению.
«Великий Гэтсби» (1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода. В авторитетном оксфордском списке «Ста главных книг столетия» обогнав «В поисках утраченного времени» Пруста, «Великий Гэтсби» занял второе место, уступив только «Улиссу» Джойса. Джаз – вот ключевое слово, которым можно «открыть» суть и смысл романа. Америка, 20-е годы XX века - время «сухого закона» и гангстерских «разборок» , время феерических праздников, устраиваемых «новыми американцами» на фоне всеобщей нищеты. Именно этим романом Фицджеральд «создал» поколение, которое позже назовут «потерянным» .
В Американской литературе роман "Великий Гэтсби" является типичным представителем «Джазового века» . Вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецендентную полосу процветания: в «ревущие 20-е» экономика США стремительно развивалась. В тоже время «сухой закон» сделал бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Восхищаясь богатыми и их очарованием, Фицджеральд порицает неорграниченный материализм и отсутствие морали.
В послевоенную эпоху американскую молодёжь охватила праздничная эйфория. Внезапно разбогатевшие, жаждущие развлечений и удовольствий, молодые американцы с головой окунулись в бесконечный водоворот головокружительных увеселений. Но не все сумели уцелеть в этом вихре. Как оказалось, удовольствия ещё и чрезвычайно разрушительны, о чём, собственно, и рассказал в своих романах Фицджеральд.
В романе «Великий Гэтсби» Фицджеральд исследует феномен "американской мечты". В образе главного героя Джея Гэтсби писателю удалось добиться удивительной гармонии в изображении притягательности мечты и неминуемого ее краха. Герой романа сколотил себе состояние, добился могущества, но ни деньги, ни власть не сделали его счастливым.
Образ "великого Гэтсби" нарисован автором с искренней симпатией, но в то же время и с изрядной долей иронии. Гэтсби — американский «герой нашего времени» , так называемого «века джаза» , легкомысленно-веселой, но недолгой поры послевоенного процветания Америки. Гэтсби, как тип «века джаза» , олицетворяет мечтательный идеализм бедных провинциалов и неминуемый крах их мечтаний после жестокой сшибки с безжалостной реальностью. Гэтсби — "великий", потому что он типичный для американской мифологии 1920-х гг. "человек-который-сам-себя-сделал".
Заканчивая "Гэтсби", Фицджеральд писал одному из друзей: «Мой роман – о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном» . В "Великом Гэтсби" выразился и трагизм «века джаза» , и его особая, болезненная красота.
http://www.11channel.dp.ua/announcements/2/919.html http://www.faberlic-taganrog.ru/t146842.htm h ttp://
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] http://slovo.ws/geroi/189.html