Это уже копия портрета, написанного Дюплесси.. . Она написана тем же Дюплесси, но без участия Франклина.. . Было несколько изменений, в том числе и одежда (в первоначальном варианте он был в одеянии с меховым воротником) .
Немного об авторе:
Жозеф-Сиффрид Дюплесси
Joseph-Siffred Duplessis
23 сентября 1725 Карпентрас - 1 апреля 1802 Версаль
Французский живописец.
Он обучался сначала у отца, живописца-любителя, а затем у Жозефа - Габриэля Имберта (1666-1749), ученика Чарльза Ле Бруина.
В 1744 он едет в Рим, где работает у Пьера Саблераса.
Дюплесси оставался в Риме до 1747 или возможно до смерти своего заказчика в 1749.
Он, должно быть, изучал портретную живопись в Риме, а также рисовал пейзажи, потому что Жозеф Верне советовал ему специализироваться в этом жанре.
А вот описание самого процесса:
....Работа, однако, шла медленно, обоим хотелось, чтобы она удалась;
темы для бесед понемногу исчерпывались, и в конце концов им стало не о чем
говорить. Тогда Франклин начал приглашать на сеансы разных друзей, которые
болтали с ним или читали ему вслух. Дюплесси, боявшийся, что американцу
надоест позировать, был рад любому средству.
Франклин сидел на возвышении в удобной, но чинной позе, жилет его
вздулся складками, волосы падали на меховой воротник. Он знал, что такая
поза очень ему идет.
По указанию Дюплесси Франклин немного склонил голову вправо, но лицо
его невольно приняло более серьезное и мрачное выражение, чем того
хотелось художнику.
Он встал, выпрямился и с удивительным для его лет проворством, так что
Дюплесси не успел ему помешать, подошел к картине. Сделал шаг-другой
назад, подошел ближе, опять отошел, посмотрел. Оживился. Стал сравнивать
человека, сидевшего на возвышении, с человеком, глядевшим с холста.
- Но это же великолепно, дорогой Дюплесси, - вырвалось у него. - Это
еще лучше, чем написанный вами портрет Глюка. Теперь только и видишь, -
обратился он к Франклину, - что вы за человек. Какой широкий, могучий лоб,
- восторгался он, нимало не стесняясь присутствием модели, - сразу видно,
как за ним работает мысль. А эти складки, глубокие и сильные! В них нет
ничего, что говорило бы о скучном, пахнущем потом труде. А какое
хладнокровие в глазах. Вы зададите нам еще немало хлопот, милейший доктор.
Теперь я только и понял, сколько с вами будет хлопот.
Он снова углубился в созерцание картины.
- Вы должны и для меня написать портрет нашего Франклина, - сказал
Морепа.
- Больше я позировать не согласен, - поспешил заявить Франклин.
- Это и не нужно, - успокоил его Дюплесси, - если я с некоторыми
изменениями повторю этот портрет, то вторая или третья копия будет еще
лучше.
Итак, вот оригинал:
А вот - копия: