Юлия Борзых
Мудрец
(13801)
8 лет назад
Методика проведения наблюдений.
1. Распознающее наблюдение.
Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведение самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем от требований программы детского сада. Педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате наблюдений. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем. Проводя наблюдение, воспитатель учитывает 3 основных этапа.
На 1 этапе необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Детям дается время для его осмотра.
На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растении и т. д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Используются трудовые действия, игровые приемы, стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности). Воспитатель приучает детей вести наблюдение планомерно.
На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.