*SPACE*
Искусственный Интеллект
(266525)
16 лет назад
До лампады, пред лампадой была всегда икона.
Но свет лампады усиливал свет иконы.
Без лампады икона не сияет, не светится, не дает таинство общения со святостью и духовностью.
Мне понравились стихи о лампаде у Блока.
....
Церковь у Блока как правило темная или полутемная, а значит лирический герой посещает ее не во время богослужения. Внутренний сумрак храма, слабый свет лампад навевает таинственность. Но это не тайна общения с Богом, а именно душевно-психологическое состояние таинственности, жаркого и напряженного ожидания какой-то близкой встречи с другом, с женщиной, с Прекрасной Дамой или Незнакомкой.
Там в полусумраке собора,
В лампадном свете образа.
Живая ночь заглянет скоро
В твои бессонные глаза.. .
Глубокий жар случайной встречи
Дохнул с церковной высоты
На эти дремлющие свечи,
На образа и на цветы (1,т. 1,с. 159).
....
У поэта можно встретить стихи, четверостишия и отдельные строки об иконах. При этом у него в стихах почти не встречаются иконы без лампад. Чаще поэт видит даже не собственно икону, а лампаду перед ней, а за лампадой — таинственный блеск ризы, оклада. Няня рассказывает сказку про спящую царевну и малыш видит как она
Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
Светит в очи ей... (1,т. 3,с. 266)
Сказка продолжается; храбрый витязь освобождает царевну. Та лампадка из сказки и другая, реальная, горящая в красном углу, как бы совмещаются: через лампаду сказка входит в жизнь, в сон:
Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? — Внемлю.. . сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю! (1,т. 3,с. 267).
Красный угол — украшение дома и видимое свидетельство всеприсутствия Божия. Не только у Блока, но у многих других поэтов иконы в красном углу не просто присутствуют в доме, но живут жизнью хозяев, входят в их нужды, заботы, беды и радости, отмечают смену времен года.
Распушилась, раскачнулась
Под окном ветла.
Божья Матерь улыбнулась
С красного угла (1,т. 3,с. 370).
Но не всегда упоминания икон имеют такой лирический оттенок. Повседневная жизнь делает иконы свидетелями и житейской прозы, например, подсчета денежной выручки, как отмечено в знаменитом стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно".
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет.. . (1,т. 3,с. 274)
Ночь в доме вызывает в памяти прежде всего неяркий свет в красном углу. Поэту хорошо знакомы домашние бдения при свете лампад:
Тихая белая горница,
Тихой лампады лучи!
Ночь приняла, как любовница,
Все излиянья мои (1,т. 3,с. 366).
Лирический герой находится в присутствии икон с зажженной светлой лампадой, но разговаривает он не с Богом. Он исповедуется ночи, темноте, которая является символом греха и демонизма. В этот символ вплетен и эротический мотив. Две первые и две последние строки четверостишия как бы противостоят одна другой. Иконы с горящей лампадой здесь лишь примета быта, которая не напоминает лирическому герою о Боге и не мешает по-язычески "изливаться" ночи.
Икона у Блока иногда как бы исчезает совсем. Остается только лампада, которая нужна для таинственного освещения, и в мерцающем свете лампады ему чудятся свои, никак не связанные с Богом, видения, мечты и призраки.
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит (1,т. 3,с. 186).
Блок, конечно же, знал многие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Будучи студентом университета, он даже задумал посвятить одно из зачетных сочинений Сказаниям о чудотворных иконах Богородицы и собрал большой текстовый и иллюстративный материал (см. 3,с. 8). Но в стихах названия икон он почти не упоминает.
Если поэт говорит о лампадах, то они обычно красные (редко зеленые) .
Царица смотрела заставки —
Буквы из красной позолоты.
Зажигала красные лампадки,
Молилась Богородице кроткой (1,т. 1,с. 24