1.Растениями-сфинксами назвал советский ученый К. А. Тимирязев лишайники, потому что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их природы и выяснить, что лишайники — это симбиоз грибов и водорослей.
Растения-сфинксы - пармелия, цетрария, уснея, кладония, ягель, леканора съедобная, эверния Благодаря этой тесной дружбе лишайники смогли заселить места, недоступные отдельно ни грибам, ни водорослям. Они поселяются на голых камнях и вулканических породах, они живут в тропиках и в районах Арктики, в обожженных солнцем песках Сахары и на вершинах Памира.
В сухую погоду лишайники пересыхают, иногда даже превращаются в пыль. Но стоит пойти дождю, и крошечные пылинки растения, окропленные, как в сказке, «живой водой», вновь оживают.
В пустынях и сухих степях Юго-Западной Азии и Северной Африки растет лишайник леканора съедобная, ее серо-охристые корочки в изобилии покрывают камни. Созревшие корочки леканоры свертываются в шарик и отстают от камня. Подхваченные ветром, они переносятся на большие расстояния и часто оседают на новом месте в виде больших наносов и приживаются. В древние времена, когда люди не знали причину внезапного появления леканоры съедобной, была создана легенда о «манне небесной», которая будто бы падает с неба, как божья благодать.
http://www.about-plants.ru/facts/plants-sphinxes.html2.«Изумительной выдумкой природы» называют ботаники лишайник, наделяя его и многими другими лестными эпитетами.
Ни один вид зеленого растения, как и ни один гриб, не может похвалиться владениями, простирающимися от горячих тропиков до самых суровых районов Арктики и Антарктиды. А лишайники не боятся ни сухих жарких пустынь, ни удушающих тропических испарений, ни самой злой стужи. Что же это за уникумы?
Прочитайте отрывок из книги К. А. Тимирязева "Жизнь растений":
"Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву. Он забирается дальше всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли. И только по его следам, по проторенному им пути появляются сложные формы жизни"