Нина Дюк
Высший разум
(120757)
15 лет назад
Среди праздников Божией Матери Покров — праздник особенный. Он празднуется в самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золотой и багряный цвета — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложится первый снег, убеляя все багряное, очищая, покрывая «светом, яко ризою» . Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Церковь празднует 14 (1) октября.
В основу этого праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников) и даже не из русской, а из истории Византии. Но празднование его утвердилось на Руси в XII в. , при Андрее Боголюбском, который был князем Владимирским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.
Событие, послужившее основанием к установлению праздника Покрова Пресв. Богородицы, произошло в Константинополе и отражено в греческих агиографических источниках (житиях) , но в византийском богослужении следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Почитание Матери Божией в Византии всегда было очень высоко. В Константинополе были собраны многие святыни, связанные с Богородицей, прежде всего, чудотворные иконы. А во Влахернском храме (Влахерны — северо-западный район Константинополя) хранились Ее риза, пояс и мафорий, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земли (обретены тогда, когда и крест Господень) . Греки почитали Богоматерь как свою заступницу, и Она по молитвам не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.) , который, покидая столицу, поручил ее охрану чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов за стены города. Это послужило основанием для составления Акафиста Пресвятой Богородице, где Богоматерь названа «Взбранной воеводой» .
Таких случаев было в истории византийской столицы множество. Кстати, один из таких случаев связан с поражением русских. Когда в 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Патриарх Фотий после всенощного бдения вынес ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора; после этого поднялась буря, которая потопила русские корабли, и город был спасен.
Чудо, послужившее основанием для праздника Покрова, описано в житии блаженного Андрея, Христа ради юродивого, составленное во II пол. Х в. священником храма Святой Софии в Константинополе Никифором, лично знавшим св. Андрея. Чудо это также связано с ризой (мафорием) Пресвятой Богородицы, хранившейся во Влахернском храме.
В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах совершался особый чин служения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы» .
Но блаженный Андрей стал свидетелем особого чуда. Во время очередной осады Царьграда весь народ собрался во Влахернском храме, чтобы молиться о заступничестве Божьей Матери. В житии Андрея мы читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей.. . (Гробница — пристройка к Влахернской базилике, построенная в сер. V в. императором Львом I для привезенного из Иерусалима мафория Богоматери. ) Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел бл. Андрей Пресв. Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира? » ...