Что такое потир? Когда появились потиры?
Для чего использовались, что символизировали?
Потиры (от греческого «чаша, сосуд для питья» ) — один из важнейших элементов православной культовой утвари. В своих лучших образцах они являются не только атрибутами христианского таинства, но и высокохудожественными произведениями искусства. Ритуальные чаши предстают перед нами как своеобразная энциклопедия истории ювелирного дела в России.
Потир используется в литургии для освяшения вина, когда оно «превращается в Кровь Христову» , и для принятия причастия (таинство евхаристии) и является потир. В христианстве потир считается «вместилищем Невместимого» . Сама чаша символизирует Богородицу, во чреве которой зародилось человеческое естество Христа. Одновременно потир воплощает и чашу страданий за грехи мира, о которой Христос говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия… » (Мф. 26:39). Чаша в христианстве используется также как эмблема веры, духовного просветления, искупления грехов.
Первоначально ритуальные чаши христиан изготавливались из дерева, затем их стали делать из меди, олова и стекла. В дальнейшем для изготовления потиров стали использовать серебро, применяя позолоту и различные техники обработки и украшения драгоценных металлов.
Форма литургических чаш сохранилась с эпохи первых христиан. Как правило, это удлиненные, расширенные кверху сосуды на высоком подножии или пьедестале (поддоне) , на котором изображаются евангелисты с символами или евангельские сцены. Поддон оставляют гладким или украшают орнаментом. В середине высокой ножки, «стояна» , находится утолщение, так называемое «яблоко» . Оно имеет вид шара или выпуклого пояска. На самой чаше при помощи гравировки, литья, чеканки или эмалевой вставки изображается деисус, с другой стороны — распятие. Порой на чаше потира могут присутствовать иные сюжеты, например «Тайная вечеря» или «Моление о чаше» . Нередки на потирах и посвятительные надписи; по краю тулова сосуда вырезается текст молитвы. Иногда на самой чаше укрепляется так называемая «рубашка» , «сорочка» — ажурный кожух, изготовленный из скани. Рубашка бывает также прорезная чеканная, надетая на гладкий корпус.
В большинстве случаев потиры, как и другие ценные предметы культа, — это дары влиятельных и богатых прихожан церквям и монастырям по поводу различных событий в государственной и личной жизни. Поэтому ризницы многих храмов превратились в настоящие сокровищницы, хранившие подлинные шедевры ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
ПОТИР
Потир Потир (pothr) - греческое название чаши, из которой православныехристиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется вевхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, посвидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно. Афанасий Вел. называет ее чашей Господней, таинственным П. Сначала чаши былидеревянные, а в эпоху от папы Зеферина (III в. ) до Льва IV на Западе -стеклянные. Антиквариями собрано и описано множество таких чаш. Уже вовремена гонений, а особенно с IV в. , существовали чаши золотые исеребряные; но стеклянные чаши долго сохранялись в монастырях и всельских, вообще в бедных церквах, где они иногда заменялись медными иоловянными. Археологи разделяют П. на общие (ministeriales) и приносные (offertorii), большие и малые (maiores, minores). 0бщие употреблялисьдля причащения всех мирян и были очень большой вместимости. Офферторнымичашами, по Дюканжу, назывались те, в которые диаконы вливали вино, принесенное в храм верующими. Образцы древних П. см. у Saussay("Panoplitum sacerdotale", 1. VIII, с. 14, artic. 2). Многие из древнихчаш украшены посвятительными надписями, которые собраны у Маи ("Collect.Vatican. ", V), и целыми поэтическими эпиграммами. Сохранилисьдрагоценных чаши с надписями от имени императрицы Плацидии и отимператора Валентиниана III, С самой глубокой древности священные чашиимеют вид удлиненный, кверху расширенный, и утверждаются на подножии илипьедестале. С течением времени они принимают однообразный вид - тот, какой существует ныне в православной церкви. Н. Б - в Потребление - последняя стадия в процессе движения всякогопредмета, созданного человеческим трудом (т. е. хозяйственных благ) ; онозаключается в использовании человеком полезности, заключающейся вхозяйственном благе, и, след. , в уничтожении произведенного блага (но нематерии, из которой оно состоит) . Экономисты различают два вида П. : 1)П. для воспроизведения новых благ, т. е. П. различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которыхвосстановляется в создаваемом продукте; непроизводительным такое П. бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большемколичестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижениянаибольших результатов при наименьших пожертвованиях) - напр., употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной; 2) П. длянепосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальномсостоянии народного хозяйства П. имеет тенденцию находиться в равновесиис производством; все произведенные блага должны выполнить своеназначение - должны быть потреблены людьми. Между тем, в современномэкономическом строе очень часто встречаются нарушения этого равновесия. При частно-хозяйственной организации производства каждый производительможет судить о размерах П. изготовляемого им товара толькоприблизительно и обыкновенно имеет о них даже преувеличенноепредставление; таким образом иногда производится товаров гораздо больше, чем может быть потреблено платежеспособными покупателями - и наступаеткризис. Реже встречаются случаи, когда производство оказываетсянедостаточным для покрытая П. (напр. при неурожаях, при каменноугольномголоде) . Оба явления сопровождаются бедственными результатами для всегонародного хозяйства. Изучение П. , как оно происходит в действительнойжизни, составляет задачу статистики П. и имеет большой интерес, так какможет дать ясную характеристику потребительного хозяйства отдельных лици степени благосостояния всего народа. Статистика П. занимается илирасчетами массового П. (сколько потребляется в среднем 1 жителем тогоили другого продукта) , или изучением бюджетов отдельных хозяйств.
Это похоже на чашу или кубок.