Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Почему в конце поэмы Блока "Двенадцать" Появляется Иисус Христос

Alexandr Murashov Ученик (98), закрыт 17 лет назад
NS Оракул (59887) 17 лет назад
Результатом "слепой отдачи" Блока революционной стихии явилась его замечательная поэма "Двенадцать". В "Двенадцати" еще раз торжествует высокое поэтическое мастерство Б. Из ходовых уличных словечек, из разухабистой частушки он создает произведение необыкновенной художественной выразительности. "Двенадцать", как ни одно из произведений того времени, отразили в себе "музыку революции", единственные в своем роде ритмы конца 1917. Однако по своему содержанию, по своей внутренней сущности, "Двенадцать", как уже неоднократно указывалось критикой, очень далеки от подлинной Октябрьской революции, - от ее действительных целей и задач. Заставляя своих "двенадцать" апостолов-красногвардейцев на словах мечтать о "всемирной революции", о "раздуваньи мирового пожара", поэт в центр поэмы выдвигает бандитскую расправу одного из красногвардейцев с "изменившей" ему проституткой. Возникающий в поэме "декадентский" мотив разрушения, кровавых расправ "со скуки" ("Скука скучная, смертная. Уж я времечко проведу, проведу" и т. д. Ср. тот же мотив в этюде Б. о "римском большевике" Катилине) также, возможно, характерен для настроений самого автора, даже известной части интеллигенции, "пошедшей в революцию"; но, конечно, этот мотив, не отражает пафоса рабочих и солдат, бравших в Октябре Зимний дворец и Кремль. Равным образом критика справедливо отметила, что и в "Двенадцати", и в написанном вслед за ними стихотворении "Скифы" Б. "ориентируется не на передовой отряд революции - городской индустриальный пролетариат", а "на представителей солдатско-крестьянской громады", "на отсталые крестьянские массы (?скифов“)". Наконец возглавление "Двенадцати" мужицким "Исусом Христом", "машущим красным флагом", конечно весьма типично для "народнических" настроений Б. (Христос "Двенадцати" явно идет от своеобразного видоизменения Тютчевского Христа, - Христа народников-славянофилов, - "в рабском виде, благословляя", исходившего родную землю) ; оно лишний раз показывает, насколько поэт в своем романтическом "народничестве" был далек от действительных целей и путей Октябрьской революции. В этом отношении характерно и преимущественное сочувствие Блока левоэсеровской группировке. "Двенадцать" и "Скифы" были последней творческой вспышкой Б. После них Б. не создал уже ничего значительного.
MeriVel Мастер (1023) 17 лет назад
В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому можно рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в первой главе ("Черный ветер. Белый снег.").
Образ Христа является выражением того белого цвета, который заметен в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мнению Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгою, за беспорядком, хаосом революционных дней.
Похожие вопросы