ангел.очек
Ученик
(181)
8 лет назад
Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее психологическое развитие.
Важнейший путь влияния общения на психологическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контакте с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка, возникают трудности в общении с окружающими.
Существуют ли возрастные нормы в развитии общения ребенка со взрослым? Как нужно организовывать общение взрослых с детьми на разных возрастных этапах дошкольного детства? Может ли взрослый целенаправленно влиять на характер общения ребенка? В решении этих вопросов раскрывается секрет успешного воспитания и обучения дошкольника.
Общение ребенка со взрослым начинается уже у первых недель его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша но и основным источником его психологического развития.
Научные сотрудники лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста выделяли две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым: внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Первая форма общения осуществляется на фоне познавательной деятельности детей. Сроки ее появления неопределенны.
Несомненный признак – первые вопросы малыша, касающиеся предметов и явлений окружающей действительности (о животных, машинах, разнообразных явлениях природы). Четырех – пятилетнему ребенку важно, чтобы взрослый понимал значимость волнующих его вопросов, чтобы он был вовлечен в круг его вопросов и уважал их. Естественно, что источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является старший, общение в тем, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития. Так складывается самая поздняя и самая сложная внеситуативно-личностная форма общения. Время ее проявления весьма неопределенно. В элементарной форме ее можно наблюдать у некоторых детей трех-четырех лет. Однако к старшему дошкольному возрасту число ребят, овладевших таким общением, значительно увеличивается, причем в это общение выступает в наиболее развитой форме. Вот почему считается, что внеситуативно-личностное общение характерно для старших дошкольников. Однако встречаются дети, которые до конца дошкольного возраста остаются на уровне внеситуативно-подготовительного общения со взрослыми [5, с-32].
Отличительная особенность внеситуативно-личностного общения: ребенок стремиться к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Общность взглядов и эмоциональная оценка является как бы критерием их правильности. Таков в общий чертах путь развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет. Однако не следует забывать: дети не стереотипны. У детей одного и того же возраста часто можно наблюдать самые разные формы общения со взрослым одним опережают свой возраст по развитию общения, другие, напротив, отстают. Так в группе пятилетних детей встречаются и такие, кто находится на уровне ситуативно-делового общения с взрослыми, и те, кто достиг внеситуативно-личностной формы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения дошкольника со взрослым, которые вступают в действие в зависимости от ситуации.
Умение общаться и заключается в том, насколько поведение ребенка соответств