Максим Выгнанский
Мыслитель
(5088)
8 лет назад
наш век массовой штамповки чертовски приятно встретить фильм ручной выделки. Встреча с такой картиной – маленькое чудо, которое сложно переоценить.
Именно таков «Выживший» – суровое, мрачное, сложное кино. Картина, напрягающая зрителя на всех уровнях и по всем каналам восприятия – через глаза, уши, мозг и эмоции. «Выживший» безумно жесток, невероятно изобретательно и красиво снят, и он почти неподъёмный – лента идёт больше двух с половиной часов и кажется бесконечной. Но и о скуке речь не идёт – Алехандро Гонсалес Иньярриту прекрасно знает, как удерживать внимание своих зрителей. Он доказал это в «Бёрдмэне», доказывает и в «Выжившем».
Но всё равно фильм предельно тяжелый и по-хорошему грузящий. И если искать ему аналоги, то первым делом на ум приходит роман «Террор» – отличная проза Дэна Симмонса оставляла такое же леденящее ощущение беспросветности и тщетности всех усилий.
Кроме того хочу отметить, что фильм на сто процентов мужской – возможно, эта мысль покажется сексистской, однако в «Выжившем» напрочь отсутствуют эмоции и впечатления, способные зацепить прекрасную половину человечества. Этот фильм – воплощение хардкора и брутальности, и на его фоне какой-нибудь «Безумный Макс» выглядит фильмом для школьниц. И это я ещё не беру во внимание сцены чистого насилия, которых тут хватает с избытком – не знаю, правда это или нет, но говорят, что некоторые члены американской киноакадемии во время премьеры «Выжившего» уходили из смотрового зала и не возвращались, шокированные жестокостью ленты. И я прекрасно их понимаю…
Сурвайвал хоррор
Выживший
Самое интересное, что сюжет «Выжившего» основан на реальной истории Хью Гласса – американского первопроходца и нереально крутого мужика. Гласс прославился тем, что получив тяжелейшие раны в схватке с медведем и будучи чуть ли не заживо похороненным своими «товарищами», он каким-то чудом сумел выжить и преодолеть триста километров по дикой местности до ближайшего поселения.
Фильм повторяет его историю достаточно близко к фактам, приукрашивая лишь в мелочах. Однако несправедливо было бы считать «Выжившего» ординарным фильмом о выживании – фильм несколько глубже хотя бы за счет своеобразной мотивации героя. Киношный Гласс ведом не столько стремлением выжить, сколько жаждой мести. Именно месть заменяет Глассу инстинкт самосохранения, в чем он сам и признается. Но обо всех нюансах истории лучше узнать самостоятельно, благо сюжет и персонажи «Выжившего» проработаны отлично.
А что касательно визуальных красот картины, то я просто в восторге – гениальный оператор Эммануэль Любецки творит со своей камерой такие фокусы, что волосы на затылке шевелятся.
Да, в «Выжившем» отсутствуют столь продолжительные кадры, как в «Гравитации» или «Бёрдмэне», однако изощренность съёмки идёт примерно на том же уровне, а это значит третий оскар подряд, тут без вариантов. Любецки просто чертов гений, и лично я не знаю кто из операторов на данный момент может с ним сравниться.
Выживший
Визуальный ряд «Выжившего» полностью прошит прекрасными и угрожающими кадрами дикой природы – леса и речки, снег и туман, горы и пустоши, небеса и дым. Люди почти теряются на этом фоне, сливаются с ним до полной неразличимости. Чувство реальности, всамделишности окружения – сильнейшая черта картины Иньярриту. Фильм полностью снимался на природе при естественном освещении, да ещё и в хронологическом порядке, так что в плане реализма «Выживший» очень смахивает на документальное кино – например, на эпизод сериала «Выжить любой ценой», в который создатели вдруг решили вложить сто пятьдесят миллионов долларов и заменить Беара Гриллса на Леонардо Дикаприо.
Кстати о Дикаприо и прочих лицедеях – мне очень сложно рассуждать об их актёрской игре. «Выживший» содержит мало конфликтов и мизерное количество диалогов – большую часть хронометража