Про теорему Котельникова знаю. Человеческое ухо слышит до 20 кГц, хотя это индивидуально. Но почему именно 44.1 кГц, а не, скажем, 45 кГц или 46.4 кГц? А есть еще 48 кГц, 96, 192.
Подобно тому, как аналоговый видеосигнал перед записью на диск должен быть преобразован в цифровой формат, так же и аналоговый звук должен быть оцифрован. Операция оцифровки звука осуществляется с помощью электронного устройства, называемого аналогово-цифровым преобразователем (АЦП) . Как и оцифровка видео, оцифровка звука происходит в три этапа: дискретизация, квантование и двоичное кодирование. В процессе дискретизации аналоговый звуковой сигнал делится на десятки тысяч элементов, количество которых определяется частотой дискретизации и измеряется в килогерцах (кГц) . Например, частота дискретизации 48 кГц означает, что каждая секунда аналогового сигнала разделена на 48 тысяч элементов. Обычно при звукозаписи частота дискретизации может изменяться в пределах от 5 до 192 кГц. Очевидно, чем больше частота дискретизации, тем точнее будет преобразован исходный аналоговый сигнал и тем выше будет качество оцифрованного звука. Звук на дисках VideoCD записывается с частотой дискретизации 44.1 кГц. По теореме из курса функционального анализа (теорема Шеннона-Котельникова) , такое квантование позволяет адекватно передавать колебания с частотой до 44100/2=22050 герц. Этого вполне достаточно для большинства ушей
Потому что по теореме Котельникова частота дискретизации должна быть как минимум в два раза выше от верхней частоты спектра полезного сигнала, а для звука, воспринимаемого человеческим ухом 22 кГц. Следовательно эта частота должна быть не менее 44 кГц. Вот и ответ.
Наш соотечественник Котельников доказал, что для точного описания сигнала частота дискретизации должна вдвое превосходить верхнюю его частоту. Считается, что человек выше 20кГц не слышит. И прибавим небольшой запас на синхронизацию.
Для хорошего звука нужна частота дискретизации больше 40 кГц. Когда разрабатывался стандарт Audio-CD предстояло решить непростые механические о оптические задачи. Нужно было подобрать оптимальный для работы диска лазер, что определяет минимальный размер пятнышка на дорожке, ширину самой дорожки, скорость вращения диска, оптимальную емкость диска и т. д. Когда были решены все перечисленные задачи, то получилась “некруглая” частота 44,1 кГц. Изменять размеры дорожек или искать другие источники света, чтобы получить красивую ровную цифру никому не было нужно.
Самые первые системы цифровой записи в качестве промежуточного носителя цифровых данных использовали АНАЛОГОВЫЕ видеомагнитофоны (других в то время, собсно и небыло) , заточенные под стандарт NTSC или PAL. Поэтому и частота дискретизации выбиралась равной кратной доле частоты цветовой поднесущей в этих системах - соответственно 44,1 или 44,056 кГц. Это упрощало построение электронного тракта.
Хочу вести свои 5 копеек в эту тему. По той же теореме Котельников доказал, что из-за решетчатости системы выборки информации и вероятностной оценки совпадения достоверность восстановленного сигнала на частоте, равной половине частоты дискретизации составляет один процент. Крутизна цифрового фильтра, который получается при дискретизации, составляет 40 дециБелл на декаду. Достоверность в 99,5 % получается только на частоте 2,2075 кГц. Далее CD-плееры и кодеки просто искусственным методом восстанавливают исходный сигнал. Притом более или менее достоверно он восстанавливается только до 16-17 килоГерц.