Марина
Мыслитель
(6600)
8 лет назад
В России её называют пеганкой, а в Германии «уткой-пожарным». Благодаря контрастной окраске эти птицы в поле видны издалека. Русское название пеганки отражает контраст белого, черного и красного цветов в её наряде. Местные жители на юге Сибири и в Казахстане называют пеганку «отайкой «, т. к. самец в полете иногда издает крик: »Ата-та-та-та! «.
А по-немецки пеганка удостоилась уважительного названия »гусь-пожарный « (брандганс) или «утка-пожарный» (брандэнте) из-за красного «пояса» поперек груди и яркого «шлема» на лбу. Хотя, строго говоря, пеганка не относится ни к гусям, ни к уткам, а вместе с красной уткой — огарем (очень редкой в наших краях птицей) входит в особую группу пластинчатоклювых птиц под названием «земляные утки» , поскольку они устраивают гнезда в норах или нишах под землей.
Аналогия с пожарным возникла, по-видимому, еще и в связи с манерой пеганок подолгу стоять на возвышении возле нор и бдительно обозревать окрестности. В полете пеганка всё же больше похожа на гуся, чем на утку, т. к. летит степенно, не очень часто взмахивая крыльями. Сведения о пеганках интересны в числе прочего тем, что по нашей области — чуть севернее городов Татарска, Барабинска и Новосибирска, — проходит северная граница ее гнездового ареала, и условия жизни для нее здесь не вполне подходящие. Пеганки предпочитают гнездиться недалеко от соленых или солоноватых озер, на островах и полуостровах озера Чаны и в других местах лесостепи, где имеются нежилые норы барсука или лисицы. При отсутствии таковых земляным уткам приходится довольствоваться какой-нибудь нишей, которую они в меру своих возможностей углубляют или расширяют сами.
Недостаток нор, пригодных для гнездования, по-видимому, — основная причина плохого воспроизводства поголовья пеганок. Благодаря тому, что этот вид не относится к объектам охоты, его численность держится на определенном практически стабильном уровне. Прилетая с мест зимовки довольно рано, в начале или середине апреля, пеганки до середины мая заняты поиском места для гнезда. Они посещают норники барсуков, лисиц и корсаков, позапрошлогодние скирды соломы, старые скотомогильники, где обычно имеются достаточно просторные ниши. Прежде чем приступить к насиживанию кладки, птицы стараются удостовериться в безопасности выбранного для гнезда места. В случае появления у норы прежнего хозяина — четвероного хищника или людей пеганки предпочитают оставить кладку и возобновить гнездование в другом месте. Норы, в которых доводилось обнаруживать кладки пеганок, располагались на глубине 50–60 сантиметров от поверхности почвы.
Ближайшая родственница пеганки из наших земляных уток — красная утка, или огарь включена в Красную книгу Новосибирской области. В общем-то редкая птица, как это ни странно, оказалась в состоянии быстро приспособиться к условиям обитания в больших городах, даже в черте Москвы, где уже несколько десятилетий круглый год держатся до шестисот особей этих красочных, энергичных, в чем-то даже дерзких пластинчатоклювых. Они гнездятся там не только в подвалах брошенных строений, но и на крышах и чердаках многоэтажек. Когда выводятся утята, пары огарей, приземлившись на газон или крышу неподалеку, дают своим крошечным отпрыскам-пуховичкам «команды» вроде: «Первый, пошел» . И суточные птенцы друг за другом бесстрашно бросаются по зову родителей с карниза в пропасть двора, что называется, без страховки. Роль парашютов для утят при этом выполняют перепончатые лапки и пуховой наряд.
Зимуют столичные огари на незамерзающих прудах-охладителях ТЭЦ и на водоемах зоопарка, где их подкармливают. Возможно, когда-нибудь и в Новосибирске мы увидим в стаях зимующих, как это уже стало нормой для нашего города, уток не только крякв, но и огарей в их нарядном оперении цвета красного кирпича.