ГАЛИНА
Высший разум
(2425912)
2 года назад
Жанр-гражданская лирика.
Оно имеет эпический сюжет, но это чистая лирика, где жанровая сценка
служит раскрытию внутреннего мира героев.
Тема: смерть невинных – единственный путь к освобождению.
Основная мысль: освобождение через смерть делает их мучениками.
Стихотворение состоит из 9 катренов. Первых два о причинах,
по которым "они", которые ещё не названы, оказались в поле возле Магадана.
Они пошли в нелёгкий путь,убегая от конв оиров и "бандитовшайки воровской".
Следующие две строфы раскрывают личности заключ ённых, их портреты,
мысли, чаяния.
В пятой и шестой строфах описаны равнодушная вселенная, природа,
которы нет дела до свершаемого на земле.
Седьмая и восьмая строфы описывают смерть путников и их ощущения.
Девятая строфа – восхваление символического освобождения невинно
обвинённых.
Тропы и образы
Герои стихотворения противопоставлены всему миру. Они отвержены
человеческим обществом, отторгнуты и стерегущими их солдатами и
настоящими уголовниками. Природа и общество – враждебная среда для
попавших сюда случайно людей, которые находятся "посреди опасностей и
бед" (метафора).
Природа несёт гибель в "испареньях мёрзлого туман" (эпитет).
Жизнь заключена в природе "над ним", в небе. Эта жизнь движется своей
чередой (метафора). Она прекрасна, это"дивная мистерия вселенной"
(метафора), которая идёт в "театре северных светил"(метафора).
Светила, символы свободы, не интересуются жизнью людей.
Они наделены качествами античных божеств, которые с высоты взирали
на людей или отворачивались от них. Так и звёзды в стихотворении
"не смотрели больше на людей" (олицетворение).
Упоминание о мистерии, театре, чей "проникновенный огонь" не доходит
до людей (метафора).
Антитеза небесного, божественного, прекрасного и земного, бренного,
безысходного лежит в основе стихотворения.
Смерть – переход людей из состояния земного бытия в небесное небытие.
Вьюга, мешающая при жизни наблюдать небесную мистерию, после смерти
уступит место созвездиям, которые станут над головой у умерших. Эти
звёзды станут истинным воплощением свободы.
Анафора, начинающаяся с двух отрицаний ("не нагонит охрана, не настигнет конвой") переходит в кульминацию (смерть, символизирующую освобождение).
В стихотворении подробно прописаны образы героев.
Усталость не только согнула их тела, но и снедает их души (олицетворение).
Жизнь настолько несчастлива, невозможна, что "душа перегорела" (метафора). Автор прямо называет людей несчастными (эпитет).
Человек, живущий "вдалеке от близких и родных"(эпитет).
томиться издалека о родимых хатах (эпитет).
Седьмая и восьмая строфы противопоставлены предыдущим по принципу
движение – остановка. Природа находится в движении. Вьюга посвистывает, заметает, а старики неподвижны. Все их "смертные дела" доделались, работа кончилась, кони стали.
Проводником для героев стала дремота, которая, рыдая, повела их в дальний
край (олицетворение- символический переход в лучшую вечную жизнь).
Таким образом, остановка стариков в пространстве становится остановкой во времени. Герои становятся причастными к таинству вселенной, над ними не
властна жизнь земная.
Стихотворение написано пятистопным хореем с пиррихиями.
Такой размер приближает речь к разговорной, делает повествование эпичным. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
ГАЛИНАВысший разум (2425912)
2 года назад
Стихотворение написано в 1956 г, его герои – политзаключённые.
Оно впервые опубликовано после смерти поэта в альманахе "День поэзии"
в 1962 г.
В 1938 г. Заболоцкий был обвинён в антисоветской пропаганде и отбывал
срок в Комсомольске-на-Амуре и на Алтае.
Действие стихотворения перенесено на Колымувозле Магадана.