ЁЛКА - это Змей, Дракон. И вот почему.
В Римскую эпоху с 17 декабря и до дня зимнего солнцестояния (в то время 25 декабря), до Dies Natalis Solis Invicti («дня рождения непобедимого Солнца») - праздновались Сатурналии.
В IV веке н. э. Sol Invictus был переименован в христианский праздник Рождество ХРИСТово (фактически, рождества всё того же Солнца - ибо КРЕСТ в круге - древний до-христианский символ Солнца).
В результате ошибки Папы Григория XIII, допущенной в 1582 году, празднование католического Рождества теперь отстоит от фактического дня зимнего солнцестояния на 3 дня (православное Рождество отстоит и вовсе на 16 дней).
Одна из древнейших традиций в Европе на Рождество - публичное выставление ЁЛКИ. Срубленными ёлками украшались и языческие храмы в период Сатурналий в Римской империи.
Документально также засвидетельствовано, что ёлка в Рождество выставлялась на центральной площади в Ревеле (Таллине) уже с 1441 года (в Риге c 1510 года). Монахи из «Братства Черноголовых» (состоявшего из купцов и судовладельцев Ливонии) водили вокруг неё хороводы, и затем публично её сжигали. Внутри домов её изначально подвешивали вверх тормашками к крюкам, имитируя её публичную казнь:
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] .
Однако традиция древнее как средневековья, так и периода Римской империи. Для её понимания нужно спускаться вглубь веков на 4500 - 5000 лет назад, когда климат был теплее, и жизнь кипела в северных широтах, и когда над Северным полюсом зимой (вместо Полярной звезды) сияло созвездие Дракона*, который поедал, по кусочкам, Солнце, не оставляя от него ничего к декабрю.
В момент зимнего солнцестояния происходил разворот, и Солнце начинало побеждать Дракона - процесс Воскрешения, собирания Солнца обратно по кусочкам в единое целое.
Это и празднуется - Рождение нового Солнца. И низвержение Змея-Дракона, которого, в том числе, символизирует Ель, Ёлка - остроконечное дерево с иглами (Ср., в т. ч. йыл (коми) - вершина, остриё; jõletis [йылетиз] (эст.) - чудище).
«Ёлочка [чудище], гори!»
Помимо ёлки, олицетворяет Змея-Дракона на Рождество угорь, которого традиционно подают к столу в Италии и Швеции (Ср. eel [иил] (англ.), ål [оль] - угорь; yılan [йылан] (тур.) - змей).
В статье
https://new-etymology.livejournal.com/19504.html подробнее рассмотрена неслучайность созвучия с древним названием Йоль, jõulu(d) [йыулу (д)] (эст.), Yule [Йуэл] (англ.), jul, julen [Йуль, Йулен] (шв.) - Святки, Рождество.
Также во многих культурах (от вайнахов на Кавказе до южных славян и кельтов) в зимнее солнцестояние принято в течение 12 суток жечь толстое полено. У англичан оно называется Yule log [лог], или clog (Ср. lohe [лохе] (эст.), лехь (ингуш.) - змей, дракон).
У южных славян сжигаемое бревно называется Бадняк (Ср. баднаки (ингуш.) - букв. «убегающий» - эпитет старого года, особенно последних его недель, переносно, старый год).
Синоним полена - колода - также имеет диал. значение колода змей (Ср. koledus [коледус] (эст.) - чудище; koleda, koletu [коледа, колету] (эст.) - страшный, мрачный, ужасный, жуткий, чудовищный; koll, kolli[de [колль, коллиде] (эст.) - пугало, бука, бес, злой дух; kollita(ma) [коллита (ма)] (эст.) - пугать, запугивать, страшить; Ср. также со славянским названием Святок - Коляда, Колѧда - и римским названием окончания зимних празднеств Календа, Calendae).
Хочется связать Коляду с коло (колесо, круг, солнечный круг) и коловоротом (солнцеворотом), но каково тогда значение суффиксного окончания -(н) да?