Зимним днем на заснеженном поле иногда можно увидеть своеобразное представление, которое лисица устраивает отнюдь не из "любви к искусству . Это — мышкование, очень характерный для лисицы способ охоты на мышевидных грызунов, устраивающих под снегом зимние гнезда. Пользуясь своим острым чутьем, хищница выискивает колонию полевок — и начинаются "танцы на снегу".
Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием - охотой на полевок где-нибудь на заснеженном поле. Вошедшая в азарт, она то прислушивается к писку грызунов под снегом, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль, стремясь настигнуть и схватить добычу. При этом хищница порой настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко. Впрочем, зрение у лисицы не отличается остротой, и к неподвижно стоящему или сидящему человеку она может подбежать почти вплотную. Зато обоняние и слух развиты очень хорошо и служат основными анализаторами.
Это так называемое мышкование осуществляется совершенно определенным образом. Сначала зверь неподвижно стоит или сидит на месте, прислушиваясь или принюхиваясь к шорохам, которые производит грызун, перемещающийся под землей или снегом, поворачивая голову то одним, то другим ухом к земле. Затем вдруг быстро подпрыгивает, бьет лапами в одну точку и быстро копает в одном месте. Зверек оказывается отрезанным от основной норы и попадает в зубы хищнику. Иногда испуганная резкими ударами в крышу норы жертва выскакивает на поверхность земли. Порой мышкующая лисица совершает целую серию прыжков, пока не достигнет цели.
Во время мышкования лисица ловит землероек и кротов, но из-за их специфического запаха поедает исключительно редко. Благодаря отличному слуху (писк мыши лисица слышит на расстоянии до 100 метров) хищница чутко реагирует на шорох зверька, передвигающегося под слоем снега или в густой траве, хватает и умерщвляет его раньше, чем успевает осознать, что это за добыча.
На пути мышкующей лисицы остаются следы ее покопок. При глубоком снеге они имеют вид воронки, на дне которой иногда можно заметить капельки крови и клочки шерсти пойманной полевки. Хищница не перестает мышковать даже тогда, когда глубокий снег покрывается тонким настом, едва выдерживающим массу животного. В это время покопки лисицы имеют вид узкой ступы, в которую она опускается почти целиком: на поверхности видны лишь хвост да задние ноги.
Даже в сытом состоянии мышкование не оставляется ею, и лисица, поймав мышку или землеройку, бросает ее мертвою на съедение птиц, отправляясь дальше и продолжая зорко прислушиваться, не пискнет ли, не зашуршит ли мышь под толщею снега, не выскочит ли где заяц, нет ли в свежих лунках тетеревей.