ГАЛИНА
Высший разум
(2411684)
7 лет назад
Стихотворение написано в 1828 году.
Первоначально оно называлось "Чернь".
Конец 20-х годов-тяжёлый для поэта период.
Он угнетён последствиями декабрьского восстания,
переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.
Стихотворение написано в форме диалога.
Эпиграф Пушкин взял из "Энеиды" Вергилия
"Прочь, непосвященные".Он сразу же проводит резкую грань
между автором и и глупой толпой
Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида.
В тексте немало примет того, что разговор происходит
в античную эпоху: статуя Аполлона, лира, алтарь,
жертвоприношение, жрецы.
Стихотворение относится к философской лирике и
напоминает спор античных философов.
В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора,
который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан.
Стихотворение относится к реалистическому направлению.
Конфликт ст-ия выражен разными типами сознания:
возвышенно-поэтическим и прагматическим.
Ни одна из сторон не соглашается с другой
В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим.
Продолжение диалога невозможно.
Тема стихотворения-роль творца в истории, влияние
его на обычных людей.
Основная мысль в непримиримости двух позиций:
тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто
"рождён для вдохновения".
Ст-ние начинается с рассуждений лирического героя.
Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг
у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать?
Поэт обвиняет чернь в том, что она не
ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя –
олицетворение бога), а ценит только то, что приносит
пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).
В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт
приносил пользу, давая народу, обременённому разными
пороками, уроки.
Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить
усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Женская и мужская рифмы чередуются.
Рифмовка - сложная.
Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая.
Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме
последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.
Тропы и образы
Вступительная часть содержит положительные эпитеты,
относящиеся к поэту (лира вдохновенная, рука рассеянная).
Народ характеризуют как будто отрицательные,
но на самом деле объективные эпитеты
(хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно).
Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении
"непонимающий", поэтому он холоден, то есть равнодушен
к происходящему и надменен (отстранён).
Пушкин сразу показывает различие между отношением
лирического героя и народа через глагол, передающий
игру поэта, в высоком и низком стиле:
бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).
В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая
его с чародеем, его песню с ветром.
Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) –
отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.
Речь поэта более хаотична и эмоциональна.
В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий),
метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные),
сравнения (душе противны вы, как гробы).
Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.
Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет
свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы,
неблагодарны).
Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству
самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо,
ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник,
божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки.
Это объективная оценка, совпадающая с мнением
лирического героя. Так же объективен ответ поэта:
его лира не сможет исправить человеческие пороки.
Ольга Нестерчук
Мастер
(2376)
8 лет назад
Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.
Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т. е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».
Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего. Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».
При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения. Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.