ГАЛИНА
Высший разум
(2396163)
7 лет назад
Пересказ. Этот вид работы проходит через всю школьную жизнь.
Сначала устно, потом в виде изложения.
Цель пересказа текста - расширить словарный запас,
научиться воспроизводить услышанное, увидеть в пересказе не
что-то ужасное, а возможность речевого совершенствования.
Но лучше всего не пересказывать, а обсуждать прочитанное.
kweqqq
Знаток
(255)
8 лет назад
Как не утонуть в море информации?
Практически каждый современный человек ежедневно поглощает огромное количество информации. Существенная ее часть приходится на письменные источники – переписку, статьи, книги, рассылки, публикации в интернете и т. д. Чтобы быть в курсе событий, приходится читать много и довольно быстро. Однако важно, чтобы и в памяти что-то осталось. И лучше, когда не что-то, а важная информация.
Вопреки распространенному мифу, скорость и качество совместимы! Давайте рассмотрим инструменты скорочтения, которые помогут в этом.
Если вы читаете большое количество текстов, разделите их на 3 условные категории:
Категория 1 - важные тексты, которые необходимо запомнить полностью.
Это могут быть тезисы выступления, билеты к экзамену, инструкции, нормативно-правовые акты и т. п.
Посвятите подобным текстам больше времени. Читайте вдумчиво, подчеркивайте главные мысли или ключевые слова. Можете сделать конспект или нарисовать майнд-мэп. Проработав текст, повторите его. Первое повторение лучше делать через 20 минут после чтения, второе – через 6-8 часов.
Категория 2 - тексты, которые вы читаете, чтобы быть в курсе событий или с целью найти ответ на конкретный вопрос.
Это могут быть новости, тематические статьи, материалы некоторых рассылок или даже энциклопедии.
При работе с текстами данной категории старайтесь не вчитываться в детали. Максимально сконцентрируйтесь на главном. Для этого еще перед началом работы с текстом сформулируйте вопросы. Например: «Каковы три работающие стратегии увеличения прибыли предприятия в период экономического кризиса?», «Что случилось вчера в Приднестровье?» или «Почему поссорились Брэд Питт и Анджелина Джоли?».
Найдите ответ на вопрос – достаточный и при этом не слишком подробный. Не старайтесь прочитать абсолютно все, ведь это не приблизит вас к цели (получить четкий ответ), зато отнимет время.
Категория 3 - тексты, которые вы читаете с целью узнать что-нибудь полезное или ради удовольствия.
Сюда относятся художественная литература и развлекательные материалы (их читайте как вам нравится – быстро или медленно, запоминая детали или нет). А также все тексты, которые вы читаетебез четко сформулированной задачи («запомнить полностью» или «найти ответ на вопрос»).
Первое, что стоит сделать, — бегло просмотреть подобный текст и определить, что же вы от него хотите. То есть понять свою цель. Она может быть более «размытой», чем при работе с текстом 2-й категории, например: «Хочу узнать что-нибудь новое о системе мотивации персонала».
Формулировка цели поможет сделать чтение более эффективным – сосредоточиться на важном именно для вас и перестать отвлекаться на не значимую информацию. К примеру, вы читаете книгу о мотивации и задаете себе вопрос: «Это новое для меня?» — и отвечаете: «Нет, уже знаю». Значит, можно не вчитываться и перейти к следующему тезису.
Обязательно сформулируйте в 1-2 предложениях главную идею текста, то есть его доминанту. Если материал оказался насыщенным, и вы почерпнули многое, сделайте краткий пересказ или конспект.
В чем польза деления текстов на категории? Во-первых, вы ранжируете информацию, делите ее на важную и не важную. Это способствует запоминанию того, что вам действительно необходимо, и вы не перегружаете память лишними деталями. Во-вторых, перестав читать тексты 2 и 3 категорий «от корки до корки», вы можете существенно сэкономить время.
В следующей статье я расскажу о важной технике, которая помогает сделать чтение любого текста максимально продуктивным.
А пока напишите в комментариях: тексты какой категории встречаются вам чаще всего? Возможно, у вас есть свои приемы их эффективного чтения и запоминания?
Желаю Успехов!
Елена Ландышева
Знаток
(275)
8 лет назад
Да. Умение реферировать текст, отделять зёрна о плевел, интонировать, тренировать речевой аппарат ( у многих он зажат), работать над дикцией, сценической речью, жестикуляцией во время пересказа- нужные умения для общения и работы с людьми. Драматизация также не вредит всем.
Сергей Смолицкий
Искусственный Интеллект
(241677)
8 лет назад
Кому как.
Если Вы умеете это делать, если пересказ текста с заранее заданной степенью сжатости не вызывает у Вас никаких затруднений, то тренироваться в этом Вам, пожалуй, будет бесполезно. Человеку, который умеет бегать, прыгать и танцевать, не обязательно практиковаться в медленной ходьбе.
Но есть большое количество людей, у которых пересказ вызывает трудности. Таким людям сложно выделить главное, вычленить поворотные узлы сюжета, они элементарно не могут сказать первое предложение. Таким людям пересказ полезен в качестве постоянного упражнения, пока они не научатся делать это легко и свободно.