Минина Татьяна
Просветленный
(47536)
16 лет назад
История Дельфийских игр просто не может не подтверждать свое название: синоним слова "дельфийский" - загадочный. Поэтому однозначного ответа на вопрос о происхождении и развитии этих великих античных состязаний не существует. Однако множество мифов имеют между собой точки соприкосновения. Например, без тени сомнения можно говорить о том, что Игры учредил Аполлон (Пифиец) . Также доподлинно известно, что в глубокой древности Игры эти назывались Пифийскими.
Проблема происхождения состязаний тесно связана с историей Дельфийского святилища, которая в свою очередь опирается на мифы и легенды об Аполлоне. Центральное место занимает миф о борьбе бога Аполлона с коварным драконом Пифоном (именно после этой схватки победивший Аполлон получил имя Пифиец) .
Яростное чудовище, порожденное мраком, превратило в пустыню цветущий край, в ужасе бежали нимфы и все живое. Златокудрый бог света направил стрелы своего серебряного лука на громадное чешуйчатое тело злодея-разорителя. Стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю! Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в городе святилище. Здесь, в храме, от имени бога-спасителя особая жрица-пифия давала свои туманные предсказания.
Позже Аполлон устроил музыкальные состязания, которые и положили начало великому пифийскому празднику. Наградой победителю служил лавровый венок из Темпейской долины, ведь лавр - священное дерево Аполлона. Венки считались особо почетной наградой, приносившей наивысшую славу ее обладателю. И действительно, победители прославлялись на весь Пелопонесский полуостров. Так, поэтам, удостоенным наградам на Пифийских агонах, оказывали высокую честь: искусные резчики воспроизводили их стихотворные произведения на мраморных плитах.
Помимо мифологической истории есть и научные источники, содержащие сведения об учреждении Пифийских игр. Эти великие состязания древности в своих сочинениях упоминали Плутарх ("Солон", "О музыке"), Овидий ("Метаморфозы"), Пиндар, Геродот, Гигин, Павсаний, Страбон, Диодор. Овидий говорит, что Аполлон "установил священные игры… названные по имени поверженного змея Пифийскими" ("Метаморфозы"). Овидию вторит Гигин: "Ведь пришел на Парнас и Пифона стрелами убил, поэтому назван Пифийским. Кости его сложил в треножник и в своем храме положил и устроил ему погребальные игры, которые называются Пифиями". Известно, что Аристотель и Каллисфен составили список победителей на Пифийских агонах. Об этой работе Аристотеля упоминает и Плутарх в "Солоне". Кроме того, благодаря надписям в честь Аристотеля и Каллисфена мы знаем, что регулярные Пифийские игры начались в 582 г. до н. э.
О Пифийских играх написано не так много. Всю информацию исследователям приходится собирать по крупицам, будто складывать мозаику. Многие века Пифийские игры незаслуженно оставались забытыми (Дело в том, что они были запрещены одновременно с Олимпийскими играми более 1600 лет назад) . Их роль в развитии античной культуры и особенно в истории музыки не оценена в полной мере. Тем не менее, есть все основания полагать, что именно на Пифиях впервые стали проводиться общегреческие состязания, предшественники современных конкурсов и фестивалей. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Дельфийские игры внесли неоценимый вклад в развитие культуры.
Принцип состязательности играл огромную роль в жизни Древней Греции, он пронизывал все сферы деятельности греков: политическую жизнь и войну, торговлю и спорт, искусство и религию. Особое значение имели общеэллинские праздники, которые способствовали тому, что раздробленные политически и рассеянные по свету греки осознавали себя единым народом с единой эллинской культурой. Подобного рода состязания, действительно, обладают необычайной способностью объединять людей, народы, нации, страны.