ГАЛИНА
Высший разум
(2425696)
7 лет назад
Тема любви занимает значительное место в
лирике Есенина.
Поэт передает переживания, связанные с этим
чувством: радость встречи, тоска разлуки,
любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние.
Он воспринимает любовь как чудо:
"Кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
к светлой тайне приложил уста".
Есенин был очень любим женщинами, но интимная
лирика поэта зачастую окрашена трагизмом.
Два цикла:
"Москва кабацкая" и "Любовь хулигана"-здесь
не любовь в высоком смысле,
а чувства, характерные для подростков,
когда женщина и притягивает, и раздражает
одновременно.
Не имеющий "средь людей… дружбы",
поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой
болезнью:" Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума".
В"Москве кабацкой" и любовь-кабацкая, продажная,
лживая, жалкая имитация настоящего чувства,
в котором лирическому герою видится гибель:
Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Есенин, познавший горечь такой любви, такой её и
отразил: отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне
животного инстинкта.
Понимая несостоятельность такой любви,
разочарованный лирический герой стихотворного
цикла просит у своей подруги прощения.
Душа героя жива, полна доброты и человечности:
"Дорогая, я плачу,
Прости… Прости…"
Восхищение женщиной, её красотой и тайной
возникает в цикле "Любовь хулигана".
Герою уже не хочется ходить по кабакам,
"пить и плясать" и "терять свою жизнь без оглядки".
Он рад смотреть на любимую, видеть
"златокарий омут" ,"тонко касаться руки и волос" её,
"цветом в осень".
В стихотворении "Заметался пожар голубой" поэт
признается:" В первый раз я пишу про любовь",
подчеркивая, что не считает любовью то,
о чем писал в цикле "Москва кабацкая".
Голубой пожар - метафора любви, передающая надежду
поэта на воскресение.
Но очень скоро герою становится грустно, и он
начинает сомневаться в себе и своих чувствах:
"Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта".
В следующих стихотворениях цикла трагедийная
интонация усиливается, появляются мотивы
ревности.
Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая
жизнь:" Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!"
Ему представляется, что в жизни уже
"не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость".
"Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок."
Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной
близости, находит лишь страсть.
Такая любовь не просветляет, а опустошает человека.
К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно
в течение целого ряда лет.
Побывать в Персии поэту не удалось.
Его "Персидские мотивы" написаны под впечатлением
поездок на Кавказ, и для них характерны основные
мотивы есенинского творчества.
Главная из них - тема любви.
Любви в широком смысле слова, не только к женщине,
но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.
Есть в этом сборнике одно совсем маленькое
стихотворение напоминающее венок сонетов
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!"
Стихотворение, Есенин посвятил молодой
учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой
встречался, будучи на Кавказе. Он часто посещал её
в Батуми, дарил цветы, читал стихи.
Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению
она ахалцихская армянка.
Шаганэ отличалась необыкновенной красотой,
с неё и писал поэт свою персиянку.
Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу
своих стихов с надписью:" Дорогая моя Шаганэ,
Вы приятны и милы мне" .
В стихотворении поэт изобразил поэтическую
влюбленность, которой, по всей видимости, не было.
Не был Есенин и в Персии, но как ВОСПЕЛ!
Ирина Бердышевa
Мастер
(1904)
8 лет назад
ворчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:" Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя — родина, я — большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:
Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал", — заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", — писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение "Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о н
Олег Кирюшин
Мудрец
(16634)
8 лет назад
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(С. Есенин)
Ну, как: в 150 слов уложился?