В русской поэзии исторически наиболее ранней системой стихосложения была система песенно-тоническая, возникшая и развившаяся с очень давних времен в устном народном творчестве. Это те особенности стиха, которые можно найти в народном песенном эпосе — былинах, исторических песнях, народной обрядовой поэзии, а также в так называемых «протяжных» лирических народных песнях. Внутреннюю ритмическую организованность таких стихов очень трудно понять, если ограничиться чтением этих стихов в рукописном или печатном тексте, не слушая их песенного исполнения, хорового или сольного. Только в устном исполнении такие стихи обнаруживают присущую им своеобразную систему ритмической акцентуации, не свойственную никакой другой стиховой системе. Своеобразие ритма песенно-тонических стихов порождается следующей особенностью их устного исполнения. В нем вокальная, музыкально-голосовая (лат. vox — голос) мелодия песни со свойственным ей соотношением и расстановкой собственно ритмических акцентов всецело подчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества и расстановки обычных словных ударений. Вокальная мелодия песни как бы не считается со словными ударениями речи и навязывает ей свои, необычные для нее акценты. Отсюда вытекают два свойства ритма песенно-тонических стихов. Первое — при исполнении песни на некоторых самостоятельных по значению словах обычные словные ударения не ставятся, если они не совпадают с акцентами самой вокальной мелодии. Второе — в клаузуле стихов константный акцент всегда получает последний слог стиха, обычно (хотя и не всегда) не имеющий речевого, словного ударения. В этих случаях песенно-тонические стихи имеют как бы двойную константу: первую, более сильную, — на третьем, четвертом (а иногда и далее от конца стиха) слоге, со словным ударением, вторую, более слабую, — на последнем слоге стиха, обычно неударном 37. Из этого следует, что при графическом анализе ритма песенно-тонических стихов в их корпусе достаточно учитывать только словные (а не слоговые) акценты, а в клаузулах — и слоговые.
Песенные тонические стихи не имеют рифмы; это — «белые» стихи. Таков ритмический строй песенно-тонического стихосложения, показанный на примере четырехударного стиха былины. Вот подобный же пример из «протяжной» лирической сольной песни: Уж ты мать моя, матушка, Мати, бела лебёдушка! Ты на что меня хорошу родила, Чёрноброву, приглядчивую? Мне нельзя к обедне сходить, Нельзя богу помолитися, Добрым людям поклонитися... В этом тексте нет самостоятельных слов с пропущенными словными ударениями. Зато в четвертом стихе длинное слово «черноброву» получает два ритмических ударения, а в предпоследнем стихе слово «нельзя» меняет место ударения. Во всем остальном ритмический строй этой песни таков же, как и в приведенном выше отрывке из былины. Песенно-тонические стихи бывают и менее длинными — не четырех-, а трех- и даже двухударные. Вот пример свадебной трехударной тонической песни, в которой выдаваемая замуж девушка обращается к своей красной девичьей ленте («красоте»): Ты простой-ка, краса девичья! Я на век с тобой расстануся, Молодёхонька наплачуся, Отпущу тебя я, красота, Отпущу тебя со лёнточками, Во поля, в луга широкие, Во леса, в боры дремучие, На быстры реки текучие... И здесь в корпусе стихов есть слова, теряющие свои ударения («краса», «с тобой», «тебя», «в луга», «в боры», «реки»), и во всех клаузулах стихов слова получают двойной константный акцент. Общий принцип стихосложения остается тем же, что и в четырехударных стихах.
Подробнее:
http://scibook.net/teoriya-literaturyi-istoriya/pesennyie-tonicheskie-stihi-46514.html