Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какие существуют легитимационные мифы в школьном образовании ?

Аркадий Петров Ученик (93), на голосовании 7 лет назад
Какие существуют легитимационные мифы в школьном образовании ?
Голосование за лучший ответ
Мадам Не Брошкина Искусственный Интеллект (396767) 7 лет назад
Заболеешь - легче учится будет. А на деле всё равно школьную программу догонять придётся, причём летом.
Сергей Владимирович Мастер (2272) 7 лет назад
Миф о егэ и его положительном эффекте.
Виктория Александровна Ученик (128) 7 лет назад
Родители, обучающие своего ребенка в общеобразовательной средней школе, как правило, поступают так не по сознательному выбору, а в силу установившейся традиции, потому что сейчас так поступают все. Выбор может касаться только конкретной школы – будет ли она обычная муниципальная, или специализированная, или гимназия. Между тем уверенность родителей в ценности и позитивности школьного образования во многом иррациональна и базируется на 5 базовых мифах:

1. Миф о мировоззрении: средняя общеобразовательная школа формирует у ребенка целостное, непротиворечивое и позитивное мировоззрение. Если в школу не ходить, мировоззрение или не сформируется вообще, или сформируется неправильное, что приведет к ненужным проблемам.

2. Миф о мышлении: школа учит ребенка думать самостоятельно, формирует критичность восприятия. Если в школу не ходить, ребенок будет все повторять за родителями, как попугай, и никогда не станет самостоятельным.

3. Миф о знаниях: школа передает ребенку полноценное знание на уровне современных достижений научной мысли. Если не ходить в школу, ребенок останется серым и необразованным, т. к. родители не смогут ему обеспечить объем знаний на уровне коллектива педагогов.

4. Миф о коммуникации: в школе ребенка учат коммуницировать, устанавливать личные связи, дружить, эффективно взаимодействовать, справляться с проблемами. Если не ходить в школу. ребенок не научится ни дружить, ни справляться с проблемами.

5. Миф о социализации: в школе происходит мягкая подстройка ребенка под существующий социум - Единственный, Сущий и Благой. Если не ходить в школу - ребенок вырастет социопатом, хлюпиком, неудачником, лузером, отщепенцем и угодит в социальный ад.

6. Миф об общественной пользе от школьного обучения: школьное образование является системообразующим, а потому - общественнополезным. Если ребенок не будет ходить в школу, он не научится ставить интересы общества перед своими личными, а значит вырастет самовлюбленным эгоистом.

Миф о коммуникации

Хорошо – скажут самые упорные из защитников школьного обучения. Предположим, что все вышесказанное – верно, и в школе детей действительно не воспитывают и не учат. Но зато они там общаются со сверстниками. Где же дети еще научатся основам коммуникации, как не в школе?

Сразу оговорюсь, что разбирать этот миф с научной точки зрения я не буду: целостной теории коммуникации по сию пору еще не создано. При этом имеется огромное количество интердисциплинарных областей знания, где к проблеме человеческого общения пытаются подойти с разных сторон и где даже открывают при этом много довольно любопытных вещей, часть из которых вполне и с успехом можно использовать в разных коммуникативных ситуациях. Однако понимания простой реальности человеческого общения эти многочисленные дисциплины парадоксальным образом не дают. Может быть потому, что общение и коммуникация – это все-таки не одно и то же.

Поэтому оставим в покое многочисленные теории коммуникации и подойдем к проблеме общения детей в школе с чисто житейской и обыденной точки зрения. И вот такому простому взгляду открывается картина удивительная в своей парадоксальности: современная школа по самой своей сути совершенно не приспособлена для выработки навыков общения. И еще менее она приспособлена для преодоления проблем общения.

В самом деле, совершенно очевидно, что первичные навыки общения с себе подобными человек получает в семье или в социальных институтах, заменяющих семью (если речь идет о детях-сиротах). И эти самые навыки общения формируют у ребенка родители. Именно в процессе личностного акта общения с матерью и отцом ребенок учится говорить. Каждый родитель, на глазах которого вырастает и развивается его ребенок, знает, как направлены на общение первые слова ребенка. Они всегда есть попытка позвать другого,
Max Rivals Ученик (146) 7 лет назад
как часто вы вспоминаете свою школу?
Alusha Профи (592) 7 лет назад
Миф первый. Факты препятствуют пониманию

Недовольство по поводу того, что школьная программа перегружена фактическим материалом, высказываются постоянно. В качестве альтернативы предлагается обучать навыкам, а не заставлять держать в памяти кучу фактов. Например, умению анализировать информацию. Многие при этом забывают, что конкретные данные и есть отправной точкой анализа и что насыщенность программы, в том числе, обусловлена тем, что нельзя научиться анализу на нескольких простых примерах из разных областей. Анализ в экономике, алгебре и литературе подразумевает работу с информацией, но проводится с учётом специфики отрасли знания, и не подходит под описание единой схемы.

2
Миф второй. Главное – знать, где получить нужную информацию

Чаще это риторический вопрос: «Зачем мне это знать, если в случае необходимости всё, что нужно, можно узнать из Интернета?». Данная формулировка далеко не всегда не справедлива. Но все ли жизненные ситуации будут такими, что человек наверняка будет знать точную информацию, которую следует лишь детализировать, чтобы получить исчерпывающий ответ? Нет. Мы часто сталкиваемся со сложными задачами, для решения которых нужно уметь провести часть работы самостоятельно, и лишь уяснив в каком направлении работать дальше, можно обращаться за помощью к Интернету или другим инструментам.

3
Миф третий. Пассивная роль учителя в образовательном процессе

Ещё Ж. -Ж. Руссо писал, что роль педагога в процессе обучения не должна быть чрезвычайно активной, и что их задача лишь привить ученику любовь к знаниям и стимулировать их самостоятельное получение. В университетах уже давно часть программы вынесена на самостоятельное изучение, подобное начинает практиковаться и в школах. Однозначно говорить о работоспособности такого метода, не подтверждая слова результатами исследований – неправильно. Но методы, предложенные З. Энгельманном, показывают, что активное участие учителя сопровождается высокими показателями успеваемости учеников. Особенно при работе с трудными и больными детьми.

4
Миф четвёртый. XXI в корне всё меняет

Революцией в образовании за историю человечества называли разные события, даже те, которые не всегда сопровождались какими-то заметными улучшениями. В наше время причин об этом говорить больше, чем когда-либо ранее. Многие энтузиасты воспеванием преимуществ, которые открывают новейшие технологии, поторопились провозгласить конец эры традиционного образования. Их роль в обучении, действительно, с каждым годом растёт, но говорить о коренных переменах в существующей системе образования пока ещё очень рано. Во-первых, такие глобальные явления как образование не меняются радикально за год и даже за 10 лет. Во-вторых, всеобъемлющей альтернативы, меняющей подходы в области полностью, не существует. Интернет открывает новые возможности, но пока что лишь в качестве дополнения к уже существующим.

5
Миф пятый. Реальный опыт важнее знаний

Последнее время популярным становится обучение путём работы над реальными проектами, исследованиями, кейсами. Это позволяет получить и знания, и опыт, и является очень хорошей практикой. Поэтому существуют предложения перенести её на школьную программу. Д. Христодулу по данному поводу пишет: «Это смешение целей и методов. Наша ответственность перед учениками заключается в том, чтобы показать возможности решения реальных проблем, но это не значит, что практика реальных проблем должна быть постоянной. В реальном мире решение требует учёта значительного количества отвлекающей информации». Это всё будет нагружать программу ещё больше. Вспомните, как строится обучение физике и математике? По восходящей – от задач с идеальными условиями к задачам с дополнительными факторами, которые усложняют поиск ответа.
AlushaПрофи (592) 7 лет назад
6
Миф шестой. Всё зависит от учителя

Как-то уж так повелось, что во всех бедах учащихся виноватыми оказываются учителя. Да, действительно, на педагогах лежит огромная ответственность. Но ещё больше есть факторов, на которые учителя не в силах повлиять даже при желании. Они не могут дать всем одинаковое воспитание в более раннем возрасте. Они не знают в каких социальных и экономических условиях растёт ребенок. Не они определяют нагрузку и пишут учебные программы. А доступны ли абсолютно всем учителям необходимые для работы инструменты, располагают ли к этому условия? За состояние дел в образовательной сфере ответственны все – от родителей до государства. Подумайте об этом всём в следующий раз, когда будете ругать «плохого» учителя.
попутчик Мастер (1638) 7 лет назад
Образование для всех
Александр Ученик (155) 7 лет назад
Миф о егэ и его положительном эффекте
Наталья Трофимчук Профи (713) 7 лет назад
1
Миф первый. Факты препятствуют пониманию

Недовольство по поводу того, что школьная программа перегружена фактическим материалом, высказываются постоянно. В качестве альтернативы предлагается обучать навыкам, а не заставлять держать в памяти кучу фактов. Например, умению анализировать информацию. Многие при этом забывают, что конкретные данные и есть отправной точкой анализа и что насыщенность программы, в том числе, обусловлена тем, что нельзя научиться анализу на нескольких простых примерах из разных областей. Анализ в экономике, алгебре и литературе подразумевает работу с информацией, но проводится с учётом специфики отрасли знания, и не подходит под описание единой схемы.

2
Миф второй. Главное – знать, где получить нужную информацию

Чаще это риторический вопрос: «Зачем мне это знать, если в случае необходимости всё, что нужно, можно узнать из Интернета?». Данная формулировка далеко не всегда не справедлива. Но все ли жизненные ситуации будут такими, что человек наверняка будет знать точную информацию, которую следует лишь детализировать, чтобы получить исчерпывающий ответ? Нет. Мы часто сталкиваемся со сложными задачами, для решения которых нужно уметь провести часть работы самостоятельно, и лишь уяснив в каком направлении работать дальше, можно обращаться за помощью к Интернету или другим инструментам.

3
Миф третий. Пассивная роль учителя в образовательном процессе

Ещё Ж. -Ж. Руссо писал, что роль педагога в процессе обучения не должна быть чрезвычайно активной, и что их задача лишь привить ученику любовь к знаниям и стимулировать их самостоятельное получение. В университетах уже давно часть программы вынесена на самостоятельное изучение, подобное начинает практиковаться и в школах. Однозначно говорить о работоспособности такого метода, не подтверждая слова результатами исследований – неправильно. Но методы, предложенные З. Энгельманном, показывают, что активное участие учителя сопровождается высокими показателями успеваемости учеников. Особенно при работе с трудными и больными детьми.

4
Миф четвёртый. XXI в корне всё меняет

Революцией в образовании за историю человечества называли разные события, даже те, которые не всегда сопровождались какими-то заметными улучшениями. В наше время причин об этом говорить больше, чем когда-либо ранее. Многие энтузиасты воспеванием преимуществ, которые открывают новейшие технологии, поторопились провозгласить конец эры традиционного образования. Их роль в обучении, действительно, с каждым годом растёт, но говорить о коренных переменах в существующей системе образования пока ещё очень рано. Во-первых, такие глобальные явления как образование не меняются радикально за год и даже за 10 лет. Во-вторых, всеобъемлющей альтернативы, меняющей подходы в области полностью, не существует. Интернет открывает новые возможности, но пока что лишь в качестве дополнения к уже существующим.

5
Миф пятый. Реальный опыт важнее знаний

Последнее время популярным становится обучение путём работы над реальными проектами, исследованиями, кейсами. Это позволяет получить и знания, и опыт, и является очень хорошей практикой. Поэтому существуют предложения перенести её на школьную программу. Д. Христодулу по данному поводу пишет: «Это смешение целей и методов. Наша ответственность перед учениками заключается в том, чтобы показать возможности решения реальных проблем, но это не значит, что практика реальных проблем должна быть постоянной. В реальном мире решение требует учёта значительного количества отвлекающей информации». Это всё будет нагружать программу ещё больше. Вспомните, как строится обучение физике и математике? По восходящей – от задач с идеальными условиями к задачам с дополнительными факторами, которые усложняют поиск ответа.

6
Миф шестой. Всё зависит от учителя

Как-то
Iulia Gerchu Знаток (310) 7 лет назад
А разве мифы бывают легитимационными? Миф и есть миф... Кто их может легитимацировать?
Похожие вопросы