теорий объясняющих суть много, но важно более практиковать чем теоретизировать. ясное дело, в двух словах этого не описать. об этом рассказано в религиях, мифах, философии, психологии и антропологии. кучища томов с правом правильной точки зрения.
метод аналогий может помочь понять проблему вопроса, но только логически. а логика только что и может, что объяснять, то бишь моделировать и подменять своими моделями саму суть реальности и её процессов.
фишка в том, что все модели ложные. они могут применяться на практике, давать результаты, но всё это будет плодами мышиной возни в иллюзорной матрице. все слова врут. даже когда мы говорим правду и от сердца. так устроен ум. все поймут тебя по-разному. поэтому важно не само объяснение свойств психики, но сам факт переживания осознавания, когда нет отождествления с умом, когда разотождествляешься с его моделями.
суть ума - отражать. отражая, ум строит модели. затем моделями подменяется реальность и символизм правит рабами представлений. этот путь может подарить ослепшим, отождествляющим себя с умом прикольные, довольно грустные или вообще пресные варианты восприятия действительности. но это не будет реальностью, но будет игрой в самообман.
ум уже подготовлен с момента запуска к восприятию матрицы и отождествлению с эго. социум с пелёнок прописывает "правильный" софт и делает тебя "нормальным", то бишь адекватным для системы. а дальше вступает в силу сценарии личного кармасофта. рождаются с характером и предрасположенностями. что-то можно развить, что-то можно исправить или ухудшить. но самое важное - это освободиться потом от всего автоматического, осознать свою истинную природу и настоящее предназначение.
рабы опосредованы временем и местом. их восприятие управляемо не ими. свободные или ищущие практикуют творческие подходы и строят себя такими, какими сами хотят видеть себя. это сложно и почти невозможно, но это не значит, что надо сдаться и быть как все.
можно упростить и сказать, что человек видит то, что хочет видеть. но всё опосредовано. и не слепой только тот, кто бытийствует осознанно, а не живёт как боиробот.
сначала идёт мифология. она - корень всего порядка, фундамент восприятия, первая карта ума. поэтому дети так любят и остро нуждаются в сказках - это первые попытки систематизировать наблюдаемое в систему мировоззрения. затем память и стереотипы. а затем, если повезёт, осознание иллюзорности представляемого, разотождествление с умом и практикуемая свобода.