Рифма — понятие, пришедшее к нам в большей степени из Античности, и изначально имеющее не так много общего с современным пониманием термина. Древнегреческое ῥυθμός означает ритм, понятие абсолютно музыкальное, привнесённое в поэзию для обозначения структуры поэтической строки (кстати, стоит в этом отношении, отношении понимания связей поэзии и музыки, обратить внимание на работу Фридриха Ницше "Рождение трагедии из духа музыки"). Понятие ритма в античный период неразрывно связано с метром — структурными элементами, существующими в европейской поэзии по сю пору: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест etc. Это не требует дополнительного разъяснения, поскольку мы знакомы с метром со школьных времён.
Именно рифма стала одним из ключевых признаков стихотворения в сознании как читателя, так и поэта в последние несколько столетий. В частности — в русской поэзии, во многом по лингвистическим причинам: русский язык весьма подвижен синтаксически и морфологически, это даёт огромные возможности для новых рифм.
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Фёдор Тютчев
Белый стих – это нерифмованные стихи с метрической организацией (т. е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Широко распространен в устном народном творчестве и активно использовался в 18 веке.
Ты прости-ка, краса девичья!
Я навек с тобою расстануся,
Молодехонька наплачуся.
Отпущу тебя я, красота,
Отпущу тебя со ленточками...
Народная песня.