Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Примеры парадоксов в литературе

Lu Han Ученик (109), на голосовании 8 лет назад
Голосование за лучший ответ
Мартын Порунов Ученик (139) 8 лет назад
Здравствуйте.
Пришлите мне свое задание на почту:
anka-248@mail.ru
А то здесь писать не очень удобно.
Мы помогли примерно 5683 студентам
Мишуров Владимир Мудрец (16791) 8 лет назад
ПАРАДОКС (греч. paradoxos - «противоречащий обычному мнению») - выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование.

В художественной литературе парадокс играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы, например, парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими.

Аналогична насыщенность парадоксами речь лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. д.

С другой стороны, парадокс является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т. е. уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как например у А. Франса, Б. Шоу, Ницше и др.

И в том и в другом случае парадокс выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и литературного стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий парадокс («Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности», «Этические пристрастия в художнике - непростительная манерность стиля», «Искренность мешает искусству», «Лучший способ отделаться от искушения - поддаться ему» и т. п.), у А. Франса философско-иронический («Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом»), у Б. Шоу - разоблачающий и т. д.

Приближаясь к игре слов, парадокс наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие парадокса в область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (например, «Кентервилльское приведение» О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию).

Однако такое расширительное толкование парадокса в литературе лишает его определенности, поскольку здесь отпадают словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. д.) и заменяются чисто логической формулировкой.
destropov Знаток (346) 3 года назад
Парадоксы в литературе
Давайте продолжим несколько более крупных примеров парадоксов, которые встречаются в литературных произведениях. Изучение их назначения станет важной частью процесса.

Ферма Джорджа Оруэлла
У Джорджа Оруэлла Ферма животных«Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие» - одно из основных правил. Ясно, что это утверждение не имеет логического смысла. Однако суть парадокса в том, чтобы указать на истину, даже если утверждения противоречат друг другу.

Оруэлл делает здесь политическое заявление, но что? Возможно, дело в том, что правительство утверждает, что все равны, хотя это явно неверно. Или, возможно, люди исказили представления о том, что значит быть равным. Интерпретация остается на усмотрение читателя.

"Святой Сонет 11" Джона Донна
Поэт Джон Донн написал: «Смерть, ты умрешь» в «Священном сонете 11». Это своего рода противоречие, не правда ли? Как может смерть умереть? Что ж, в этом вся прелесть парадокса.

Advertisement

На первый взгляд, линия кажется мрачной. Но как раз наоборот. На самом деле Донн говорит, что после смерти небеса неизбежны. И на небесах смерть умрет, потому что вы больше не зависите от своей неизбежной кончины. Когда вы удаляете болезненную облицовку, это на самом деле является надеждой.

Гамлет Уильяма Шекспира
В «Гамлете» Уильяма Шекспира главный герой заявляет: «Я должен быть жестоким, чтобы быть добрым». На первый взгляд, опять же, это утверждение не имеет особого смысла. Как может человек проявлять доброту через жестокость?

В данном случае Гамлет говорит о том, как он планирует убить Клавдия, чтобы отомстить за смерть своего отца. Его мать сейчас замужем за Клавдием, поэтому, конечно, для нее это будет трагедией. Однако он больше не хочет, чтобы его мать была любовницей убийцы его отца (без ее ведома). Он считает, что убийство пойдет ей на пользу.
Источник: https://ru1.sahesjsu.org/examples-of-paradox
Похожие вопросы