Hibou Avisé
Высший разум
(208400)
7 лет назад
Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп (видов):
= По возрастному признаку
•Литература для взрослых.
•Детская литература
= По языковому признаку
•Оригинальная литература.
•Переводная литература
= по целевому назначению
•каноническая литература (религиозные первоисточники) (Священные Книги, Библия, Коран и др.);
•Литургическая (богослужебная) литература (Псалтырь, Требник, Слово и др.);
•Теологическая (богословская) литература (теологические трактаты, трактовки канонических текстов);
•учебная религиозная литература (учебники для семинарии);
•Справочная религиозная литература;
•Молитвенная литература (православный толковый молитвослов);
•религиозно-публицистическая (агиографическая) (проповеди святых отцов, поучения старцев, жития святых и т. п.);
•религиозно-популярная (художественная) литература (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).
= по содержанию всю духовную литературу можно разделить на 2 части:
•Духовно-нравственная литература и
•духовно-художественная литература.
Духовно-нравственная литература – это религиозные духовные книги.
Духовно-нравственная литература, как правило, предстает больше в эпическом жанре, но есть и лирика (катрены, молитвы, заговоры), а драма как жанр практически отсутствует.
В эпический жанр входят:
притчи,
различные исторические хроники, воспоминания,
описания жизни святых пророков (житие),
проповеди и
труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.
Духовно-художественная литература – художественные произведения с духовным (теистическим) смыслом.
Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их жизненный путь автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской и зарубежной классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений.
- Основные виды (жанры) эпической духовно-художественной литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ (рождественский рассказ, святочный рассказ), новелла, художественный очерк.
- Лирический жанр представлен духовными стихами и песнями, гимнами.
- Драматические произведения как жанр духовно-художественной литературы представлены трагедией, драмой.
larisa Latotskaya
Мыслитель
(8647)
7 лет назад
Система жанров духовной литературы строится в средние века как иерархия.
Во главе ее – агнографические памятники, в которых представлен сословный идеал (святой),
далее – хроники, фиксировавшие движение мирового времени к его последним срокам;
затем – визионы, посвященные устройству загробного мира и судьбе индивидуальной души после смерти.
Помимо этих жанров в систему входя притчи, проповеди и примеры, предназначенные к непосредственному воздействию на сознание паствы.
Лирика представлена духовными гимнами и покаянными стихами, а
драматические жанры – одной только литургической драмой.
Особенности базовых жанров духовной литературы.
Жития святых. Делятся на три типа, соответствующих путям обретения святости: жития аскетов, миссионеров и человеколюбцев. Эволюция жанра связана с изменением представления о святости в средневековой культуре. В ранних житиях святой - ϶ᴛᴏ живое воплощение нравственных норм христианства. В житиях более поздних – чудотворец.
Хроника. Ее отличие от внешне близких ей исторических сочинений: история исследует причины уже состоявшихся событий, пытаясь понять степень их закономерности. Хронист записывает внешне не связанные друг с другом факты, пытаясь угадать в них посылаемые Богом знаки грядущих событий – либо приближающих мир к концу, либо отдаляющих от него.
Визион – имеет ряд устойчивых признаков:
1) визионер – почти всегда мирянин и грешник, которому опыт путешествия в потусторонний мир посылается как предупреждение;
2) путешествию души по загробному миру предшествует ее отделение от тела;
3) проводник души в потустороннем мире – ее ангел-хранитель;
4) в своем путешествии душа видит места казни грешников и блаженства праведников, расположенные в общем пространстве и не разделённые границами;
5) потусторонний мир ориентирован по горизонтали, а не по вертикали.
Проповедь. Особенности католической проповеди по сравнению с православной. Православная проповедь рассчитана на единомыслие слушателей и призвана возвысить их до торжественно-праздничного состояния. Католический проповедник, напротив знает, что его аудитория состоит из разных людей, в т. ч. – несогласных с ним. По этой причине его задача – овладеть вниманием аудитории, чтобы убедить ее в важности излагаемых истин.
Притча – иллюстративная часть проповеди, конкретизирующая либо чересчур трудные, либо чересчур абстрактные для слушателей идеи проповедника в виде увлекательного иносказания.
Пример – тоже иллюстративная часть проповеди, но не иносказание, а якобы взятый из жизни случай, призванный убедить слушателей в действенности тех нравственных законов, о которых говорит проповедник.
Духовные гимны. Самые известные – ʼʼDe profundisʼʼ и ʼʼDies ikaeʼʼ. Представляют характерный для средневекового христианина эмоциональный комплекс, сочетающий в себе страх перед гневом Бога, сознание неискупимости собственной вины, позднее раскаяние, ужас одиночества и беспомощности.
Vadim Serdyukov
Мастер
(1875)
7 лет назад
ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (от франц. re — род, вид) — исторически сложившиеся типы религиозных сочинений, роды и виды религиозной литературы, как письменной, так и устной, выполняющие функции фиксации, кодификации, трансляции, консер-ии, трансформации актуальной для той или иной религии информации.
К ним относятся, напр.: молитвы, заговоры, заклинания, гимны, оды, псалмы, песни, маги-кие формулы, заговоры, героические сказания, проповеди, жития святых, тео-, космо-, антропогонические и гие мифы, легенды, богословские трактаты, нравственно-аскетические поучения, сборники священных текстов, медитативные фразы, парадоксальные диалоги па гун-ань или коанов и вэнь-да), заклички, похоронные плачи, славословия, усы религиозных общин и т. д. Общепризнанная сис-а Ж. р. л. до сих пор не разработана, имеются лишь ременные систематизации жанров конкретных ли-атур, напр. древнекитайской (Лю Чжиюна и Чэн Иня), древнерусской (Д. С. Лихачева и В. В. Кускова) и т. п.
Часть р. л. была заимствована из других областей словесно-творчества — фольклора, философской литературы, ки, лирики.
В христианской религиозной литературе можно выделить несколько подсистем жанров (как уровне бытования самих религиозных текстов, так и лета уровне их теоретического описания, напр., гермевтическими методами), в частности библеистических, аскетических, агиографических, литургических, бо-товских и некоторых других.
К библеистическим Ж. следует отнести Евангелия как особую форму письменного изложения истории Иисуса Христа, любой ратной вести о спасении (впервые встречается в 1-й юлогии» Иустина Мученика, а также те ф у н к ц и о н а л ь н о - ж а н р о в ы е формы, которыми оперирует современная библеистика при решении т. наз. «синоптической проблемы» сходства трех канонических евангелий в русле метода анализа форм, а именно:
фольклорные ф о р м ы (пословицы, притчи, рассказы о чуде, легенды) и
жанровые формы изначально устного предания, рубрифицированные в 20 в. теологами М. Дибелиусом и Р. Бультманом.
В библеистических исследованиях закрепилось деление всего материала синоптического предания на две традиции: «слова» и «повествования».
К жанру «слов» Бультман, напр., причисляет апофтегмы (изречения Иисуса Христа в обрамлении краткого исторического контекста) и в этой «традиции слов Господних» выделяет несколько жанровых форм: речения мудрости, пророческие и апокалиптические слова (напр., заповеди блаженства), слова закона (напр., антитезы Нагорной проповеди), речения от первого лица («Я говорю...»), притчи, аллегории, метафоры.
Притчи имеют собственные субжанры: притча в узком смысле слова, парабола (развернутое притче-вое повествование, напр., о блудном сыне), повествование-образец для подражания (напр., о милосердном самаритянине).
Внутри жанра «повествований» Бультман также выделяет ряд субжанров: новеллы об эпифаниях (зримых явлениях божественной силы), ареталогичес-кие повествования (античные ареталогии — сообщения о славных подвигах, героические легенды), драматичная история страстей Господних (прообраз для многочисленных историй кончин мучеников).
Lyudmila Latotskaya
Мудрец
(15041)
7 лет назад
В христианской аскетике современные исследователи (напр., С. С. Хоружий) выделяют жанр аскетической литературы с многочисленными субжанрами:
истории (древнейшая смешанная форма, включающая в себя аскетические поучения, фольклорный рассказ и житийное повествование),
поучения (дидаскалии),
беседы (гомилии),
слова (логии),
послания (эпистолии);
главы и трактаты (древнейший христианский систематический субжанр теоретического метауровня описания).
Внутри этих субжанров можно обнаружить свои субжанровые формы: пособие-окормление для монахов в форме трактата, пособие-окормление для монахов в форме компендиума, пособие-окормление в форме энистолярия, по-собие-окормление в форме флорилегия и т. п.
Агиографическая подсистема включает прозаические и поэтические Ж. р. л. Среди прозаических выделяют биографические и агиографические жанры.
Биографические, в свою очередь, делятся на гипомне-магические («напоминательные», напр. историческая хроника), эпидейктические («прославительные», для выражения похвалы в Византии служил жанр энкомия, восходящий к т. наз. «царской речи», восхваляющей заслуги правителя, а для порицания жанр псогос) и дидактическую беллетристику, к которой относятся героическая легенда и субжанры народных сказаний. Агиографические Ж. р. л. дробятся на ранние ф о р м ы житийной литературы — биос (жизнеописание) и мартирий (свидетельство мученичества) и позднейшие церковные редакции житий (краткие проложные и минейные, пространные и документированные агиобиографии). Преобладающая часть христианских поэтических Ж. р. л. относится к богослужебной (литургической) подсистеме, которая включает в себя все поэтические агиографические Ж. р. л.
К поэтическим жанрам относятся: псал-мические (ранние формы — псалмы Давида и духовные песни новозаветной тематики; поздние формы — «подобны псалмов»); гимнические (ранние формы — песни ветхозаветных отцов, кондаки, икосы; позднейшие формы — каноны и акафисты); тропарные (напр., тропари, икосы, стихиры, седальны, ипакои); речитативные (напр., величания и ублажания или макаризмы).
Основной литургический жанр — молитва — имеет собственные субжанры:
молитвы-жалобы,
молитвы-обеты,
мольбы за других,
покаянные,
просительные, доксо-логические (прославляющие),
гимнологические (восхва-л я ю щ и е в песнопениях),
хвалебные,
благодарственые и др.
С Античности существует архаичная рубрификация другого литургического жанра — гимна как песнопения в честь божества. Античные гимнографы различали призывательный гимн, гимн-родословие и мифический гимн.
К жанрам философской литературы принято относить (по Ю. А. Шичалину): логии (философские рассуждения на определенную тему), священные тексты (ίεροι λόγοι), комментарии к ним (схолии), монографические толкования наиболее темных мест (проблемы), частные мнения (напр., теологумены); а также диалоги, диспуты, диатрибы, затруднения (апории) и способы их усгранения. Сведение воедино накопленного материала (επίτομη) инициировало появление рассуждений, трактатов, учебников, доксографических компендиумов. Для опровержения инакомыслящих разрабатывался жанр полемических сочинений, а ради пропаганды собственных взглядов — увещания и наставление (прогрептики). Модификации этих жанров используются и поныне. Все вышеперечисленные формы философской литературы можно отнести и к богословской подсистеме Ж. р. л.
саня санько
Ученик
(166)
6 лет назад
Привет Спасибо за вопрос, конечно вопрос интересный но излагать здесь я всё не могу потому что очень долго писать придется, поэтому я тебе советую зайти на этот сайт
https://rustih.ru/ здесь есть очень много информации по этому вопросу, всё что хотел сказать