Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Откуда появилось выражение "лясы точить"?

Евгений Чергинский Гуру (3112), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
Светлана Гуру (3299) 11 лет назад
некоторые действительно говорят именно так: балясы точить. Точить лясы (или балясы) - заниматься пустой болтовней, много болтать, много разговаривать о пустяках. Все мы знаем значение этого выражения. А вот о происхождении его сведения разноречивые.

Версий две. Первая - традиционная. Многие лингвисты (такие, например, как академик В. В. Виноградов) связывают это выражение с профессиональным термином точить балясы - вытачивать узорные фигурные столбики перил. Балясы, по этой версии, происходят от итальянского balaustro (столбик, точеные перильца) и польского balas, balasy.

Но есть и другая версия, более новая. Среди ее сторонников - специалист по фразеологии Валерий Мокиенко. По его убеждению, слово балясы восходит к общеславянской основе bal - рассказывать. Доказательства? Пожалуйста. В русских говорах слова "балы", балясы и лясы имеют значение "пустые разговоры, болтовня". Лясы - это существительное от глаголов "лясить, лясничать" (рассказывать о былом, небылицах; говорить пустяки) .

Остальные ответы
Ester Оракул (52309) 11 лет назад
Лясы точить
"Лясы" - украшение некоторых частей здания, перил, например. "Балясы" - шутки, льстивые речи, а также "плетни для ловли рыбы" (Вл. Даль) .
"Балясины" (из ит. - столбик) - это деревянные произведения токарного искусства, которые делятся на плоские, тростеобразные, кубкообразные и бутылкообразные. Древний тип балясины - "виньолы", украшавшие балюстрады. Изготавливали балясины вручную, без чертежей и шаблонов, может быть, поэтому они стали предметами коллекционирования. Впрочем, это не помешало появлению выражения "лясы точить", то есть болтать, шутить, проводить время в разговорах. Это крылатое выражение употребляется все реже, чаще говорят - "зубоскалить", или "язык чесать", "трепаться", в зависимости от ситуации.