Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

что такое хромосома

Ученик (87), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
Хромосо́мы (греч. χρώμα — цвет и греч. σώμα — тело) — хорошо окрашиваемые включения в ядре эукариотической клетки, которые становятся легко заметными в определённых фазах клеточного цикла (во время митоза или мейоза) . Хромосомы представляют собой высокую степень конденсации хроматина, постоянно присутствующего в клеточном ядре. Исходно термин был предложен для обозначения структур, выявляемых в эукариотических клетках, но в последние десятилетия все чаще говорят о бактериальных хромосомах. В хромосомах сосредоточена большая часть наследственной информации.


Морфология одной и той же хромосомы в метафазе митоза (А) и в профазе мейоза (Б) ; 1 — хроматиды; 2 — центромера; 3 — хромомеры; 4 — теломеры (крупные хромомеры на концах хромосомы) .

Хромосомы эукариот имеют сложное строение. Основу хромосомы составляет линейная (не замкнутая в кольцо) макромолекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) значительной длины (например, в молекулах ДНК хромосом человека насчитывается от 50 до 245 миллионов пар азотистых оснований) . В растянутом виде длина хромосомы человека может достигать 5 см. Помимо неё, в состав хромосомы входят пять специализированных белков — H1, H2A, H2B, H3 и H4 (так называемые гистоны) и ряд негистоновых белков. Последовательность аминокислот гистонов высококонсервативна и практически не различается в самых разных группах организмов.
В интерфазе хроматин не конденсирован, но и в это время его нити представляют собой комплекс из ДНК и белков. Макромолекула ДНК обвивает октомеры (структуры, состоящую из восьми белковых глобул) гистоновых белков H2A, H2B, H3 и H4, образуя структуры, названные нуклеосомами. В целом вся конструкция несколько напоминает бусы. Последовательность из таких нуклеосом, соединённых белком H1, называется нуклеофиламентом (nucleofilament), или нуклеосомной нитью, диаметром около 10 нм.
В ранней интерфазе (фаза G1) основу каждой из будущих хромосом составляет одна молекула ДНК. В фазе синтеза (S) молекулы ДНК вступают в процесс репликации и удваиваются. В поздней интерфазе (фаза G2) основа каждой из хромосом состоит из двух идентичных молекул ДНК, образовавшихся в результате репликации и соединённых между собой в районе центромерной последовательности.
Перед началом деления клеточного ядра хромосома, представленная на этот момент цепочкой нуклеосом, начинает спирализовываться, или упаковываться, образуя при помощи белка H1 более толстую хроматиновую нить, или хроматиду, (chromatin fiber) диаметром 30 нм. В результате дальнейшей спирализации диаметр хроматиды достигает ко времени метафазы 700 нм. Значительная толщина хромосомы (диаметр 1400 нм) на стадии метафазы позволяет, наконец, увидеть её в световой микроскоп. Конденсированная хромосома имеет вид буквы X (часто с неравными плечами) , поскольку две хроматиды, возникшие в результате репликации, по-прежнему соединены между собой в районе центромеры (подробнее о судьбе хромосом при клеточном делении см. статьи митоз и мейоз) .
Источник: вики
Остальные ответы
хромосома (chromosome). Длинная цепочка ДНК, содержащая тысячи генов в защитной оболочке. В человеческой сперме или яйцеклетке содержится двадцать три хромосомы, во всех остальных человеческих клетках — двадцать три пары хромосом (одна — от отца, одна — от матери) .
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Pinker/gloss.php
нитевидная структура клеточного ядра, несущая генетическую информацию в виде генов, которая становится видной при делении клетки. тупица....
Комплекс из ДНК и белков, служащий для компактизации и защиты ДНК.
хромосомы это ДНК человека
хромосома-ДНК человека
аждая клетка тела человека содержит в точности 46 хромосом. Хромосомы всегда парны. В клетке всегда имеется по 2 хромосомы каждого вида, пары отличаются друг от друга по длине, форме и наличию утолщений или перетяжек. В большинстве случаев хромосомы достаточно разнятся, чтобы цитолог мог отличить пары хромосом (всего 23 пары) . Следует отметить, что во всех соматических клетках (все клетки организма, кроме половых) хромосомы в парах всегда одинаковые по величине, форме, расположению центромер, в то время как половые хромосомы (23-я пара) у мужчин не одинаковые (ХУ) , а у женщин одинаковые (ХХ) .
Хромосомы в клетке под микроскопом можно увидеть только во время деления - митоза, во время стадии метафазы. Такие хромосомы называются метафазными. Когда клетка не делится хромосомы имеют вид тонких, темноокрашенных нитей, называемых хроматином.

Хроматин представляет собой дезоксирибонуклеопротеид, выявляемый под световым микроскопом в виде тонких нитей и гранул. В процессе митоза (деления клетки) хроматин путем спирализации образует хорошо видимые (особенно в метафазе) интенсивно окрашивающиеся структуры - хромосомы.

Метафазная хромосома состоит из двух продольных нитей дезоксирибонуклеопротеида - хроматид, соединенных друг с другом в области первичной перетяжки - центромеры. Центромера - особым образом организованный участок хромосомы, общий для обеих сестринских хроматид. Центромера делит тело хромосомы на два плеча. В зависимости от расположения первичной перетяжки различают следующие типы хромосом: равноплечие (метацентрические) , когда центромера расположена посередине, а плечи примерно равной длины; неравноплечие (субметацентрические) , когда центромера смещена от середины хромосомы, а плечи неравной длины; палочковидные (акроцентрические) , когда центромера смещена к одному концу хромосомы и одно плечо очень короткое. Существуют еще точковые (телоцентрические) хромосомы, у них одно плечо отсутствует, но в кариотипе человека их нет. В некоторых хромосомах могут быть вторичные перетяжки, отделяющие от тела хромосомы участок, называемый спутником.

Изучение химической организации хромосом эукариотических клеток показало, что они состоят в основном из ДНК и белков. Как было доказано многочисленными исследованиями, ДНК является материальным носителем свойств наследственности и изменчивости и заключает в себе биологическую информацию - программу развития клетки, организма, записанную с помощью особого кода. Белки составляют значительную часть вещества хромосом (около 65% массы этих структур) .

Хромосома как комплекс генов представляет собой эволюционно сложившуюся структуру, свойственную всем особям данного вида. Взаимное расположение генов в составе хромосомы играет немаловажную роль в характере их функционирования.

Изменение числа хромосом в кариотипе человека может привести к различным заболеваниям. Наиболее частым хромосомным заболеванием у человека является синдром Дауна, обусловленный трисомией (к паре нормальных хромосом прибавляется еще одна такая же, лишняя) по 21-й хромосоме. Встречается этот синдром с частотой 1-2 на 1000. Нередко трисомия по 21 паре хромосом является причиной гибели плода, однако иногда люди с синдромом Дауна доживают до значительного возраста, хотя в целом продолжительность их жизни сокращена. Известны трисомии по 13-й хромосоме - Синдром Патау, а также по 18-й хромосоме - синдром Эдвардса, при которых жизнеспособность новорожденных резко снижена. Они гибнут в первые месяцы жизни из-за множественных пороков развития.

Достаточно часто у человека встречается изменение числа половых хромосом. Среди них известна моносомия Х (из пары хромосом присутствует только одна (Х0)) - это синдром Шерешевского-Тернера. Реже встречается трисомия Х и синдром Клайнфельтера (ХХУ, ХХХУ, ХУУ и т. д
какашка которое делает дерьмо
Если у тебя их 47 то ты даун))) ((_)З_)/
47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !47 )) ""!!!№№№№№№№№№№№№№ ЭТО НОРМА!! !
Хромосо́мы (др. -греч. χρῶμα — цвет и σῶμα — тело) — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена бо́льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи. Хромосомы чётко различимы в световом микроскопе только в период митотического или мейотического деления клетки. Набор всех хромосом клетки, называемый кариотипом, является видоспецифичным признаком, для которого характерен относительно низкий уровень индивидуальной изменчивости [1].

Хромосома эукариот образуется из единственной и чрезвычайно длинной молекулы ДНК, которая содержит линейную группу множества генов. Необходимыми функциональными элементами хромосомы эукариот являются центромера, теломеры и точки инициации репликации. Точки начала репликации (сайты инициации) и теломеры, находящиеся на концах хромосом, позволяют молекуле ДНК эффективно реплицироваться, тогда как в центромерах сестринские молекулы ДНК прикрепляются к митотическому веретену деления, что обеспечивает их точное расхождение по дочерним клеткам в митозе [2].

Исходно термин был предложен для обозначения структур, выявляемых в эукариотических клетках, но в последние десятилетия всё чаще говорят о бактериальных или вирусных хромосомах. Поэтому, по мнению Д. Е. Корякова и И. Ф. Жимулёва [3], более широким определением является определение хромосомы как структуры, которая содержит нуклеиновую кислоту и функция которой состоит в хранении, реализации и передаче наследственной информации. Хромосомы эукариот — это ДНК-содержащие структуры в ядре, митохондриях и пластидах. Хромосомы прокариот — это ДНК-содержащие структуры в клетке без ядра. Хромосомы вирусов — это молекула ДНК или РНК в составе капсида.
Хромосомы это значит КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖОПЕ КЛЕЩ У ТЕБЯ В ЖО
аждая клетка тела человека содержит в точности 46 хромосом. Хромосомы всегда парны. В клетке всегда имеется по 2 хромосомы каждого вида, пары отличаются друг от друга по длине, форме и наличию утолщений или перетяжек. В большинстве случаев хромосомы достаточно разнятся, чтобы цитолог мог отличить пары хромосом (всего 23 пары) . Следует отметить, что во всех соматических клетках (все клетки организма, кроме половых) хромосомы в парах всегда одинаковые по величине, форме, расположению центромер, в то время как половые хромосомы (23-я пара) у мужчин не одинаковые (ХУ) , а у женщин одинаковые (ХХ) .
Хромосомы в клетке под микроскопом можно увидеть только во время деления - митоза, во время стадии метафазы. Такие хромосомы называются метафазными. Когда клетка не делится хромосомы имеют вид тонких, темноокрашенных нитей, называемых хроматином.

Хроматин представляет собой дезоксирибонуклеопротеид, выявляемый под световым микроскопом в виде тонких нитей и гранул. В процессе митоза (деления клетки) хроматин путем спирализации образует хорошо видимые (особенно в метафазе) интенсивно окрашивающиеся структуры - хромосомы.

Метафазная хромосома состоит из двух продольных нитей дезоксирибонуклеопротеида - хроматид, соединенных друг с другом в области первичной перетяжки - центромеры. Центромера - особым образом организованный участок хромосомы, общий для обеих сестринских хроматид. Центромера делит тело хромосомы на два плеча. В зависимости от расположения первичной перетяжки различают следующие типы хромосом: равноплечие (метацентрические) , когда центромера расположена посередине, а плечи примерно равной длины; неравноплечие (субметацентрические) , когда центромера смещена от середины хромосомы, а плечи неравной длины; палочковидные (акроцентрические) , когда центромера смещена к одному концу хромосомы и одно плечо очень короткое. Существуют еще точковые (телоцентрические) хромосомы, у них одно плечо отсутствует, но в кариотипе человека их нет. В некоторых хромосомах могут быть вторичные перетяжки, отделяющие от тела хромосомы участок, называемый спутником.

Изучение химической организации хромосом эукариотических клеток показало, что они состоят в основном из ДНК и белков. Как было доказано многочисленными исследованиями, ДНК является материальным носителем свойств наследственности и изменчивости и заключает в себе биологическую информацию - программу развития клетки, организма, записанную с помощью особого кода. Белки составляют значительную часть вещества хромосом (около 65% массы этих структур) .

Хромосома как комплекс генов представляет собой эволюционно сложившуюся структуру, свойственную всем особям данного вида. Взаимное расположение генов в составе хромосомы играет немаловажную роль в характере их функционирования.

Изменение числа хромосом в кариотипе человека может привести к различным заболеваниям. Наиболее частым хромосомным заболеванием у человека является синдром Дауна, обусловленный трисомией (к паре нормальных хромосом прибавляется еще одна такая же, лишняя) по 21-й хромосоме. Встречается этот синдром с частотой 1-2 на 1000. Нередко трисомия по 21 паре хромосом является причиной гибели плода, однако иногда люди с синдромом Дауна доживают до значительного возраста, хотя в целом продолжительность их жизни сокращена. Известны трисомии по 13-й хромосоме - Синдром Патау, а также по 18-й хромосоме - синдром Эдвардса, при которых жизнеспособность новорожденных резко снижена. Они гибнут в первые месяцы жизни из-за множественных пороков развития.

Достаточно часто у человека встречается изменение числа половых хромосом. Среди них известна моносомия Х (из пары хромосом присутствует только одна (Х0)) - это синдром Шерешевского-Тернера. Реже встречается трисомия Х и синдром Клайнфельтера (ХХУ, ХХХУ, ХУУ и т. д