Проблема Курицы и Яйца /иногда дилемма курицы и яйца /
~ логический парадокс использования понятий с нечётким объёмом.
Парадокс звучит следующим образом :
«Что было раньше — курица или яйцо?»
С одной стороны, для появления курицы необходимо яйцо,
с другой — для появления яйца нужна курица.
Необходимо установить причинно-следственную связь.
Учёные и Философы считают, что первым было яйцо, спорят
с этим теологи.
Итого — 2:1 — в пользу яйца.
С точки зрения учёных, яйцо появилось задолго до появления курицы
в процессе эволюции, к тому же всем известен тот факт, что зарождение
жизни происходит в яйцеклетке.
От Аристотеля к Дарвину^
Первым проблему «Яйцо или Курица» /или, точнее, «яйцо или птица»
поднял Аристотель.
Он считал, что птица и яйцо появились одновременно.
Больше 2 тысяч лет назад Аристотель рассуждал следующим
образом: Яйцо не могло быть первым, чтобы дать начало птицам,
ибо само должно быть снесено ею, и не может быть первой птица,
раз сама появилась из яйца — значит, они появились одновременно.
.
)
(
Позднее эту проблему широко обсуждали философы Древней Греции,
в том числе Плутарх, который и сформулировал вопрос в привычном
для нас варианте — «яйцо или курица».
Активно занимались этой проблемой и средневековые схоласты,
взявшие в основу своей философии учение Аристотеля — причём
приходили к куда более сложным выводам, нежели простое прочтение
Библии, из которого вроде бы следует первичность курицы:
«И был вечер, и было утро: день четвёртый. И сказал Бог:
да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят
над землёю, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её.
И увидел Бог, что [это] хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт 1: 19-22)
С точки зрения теории Дарвина, первым было яйцо.
Так как яйцо является самой большой клеткой, а мир, по Дарвину,
возник из мельчайших «самооживившихся» клеток.
↓
Философский взгляд на яйцо^
В свою очередь, чтобы получить ответ, современные философы
постарались найти логическую ошибку в вопросе.
Первая Идея состоит в том, что сами понятия «Яйцо» и «Курица»
имеют нечёткий объём, и в природе могут существовать объекты,
про которые нельзя чётко сказать, входят они или не входят в понятия
«яйца» или «курицы».
Есть разные виды яиц, от икринок до яйцеклеток, которые одни люди
могут отнести к понятию «яйцо», а другие — нет.
В процессе эволюции существовало множество промежуточных
форм птиц, о которых нельзя однозначно сказать, курица это
или нет.
До курицы была промежуточная форма птицы, которая тоже несла
яйца, и в какой-то момент данную птицу стали называть курицей,
а её яйца — куриными.
Другой подход предполагает, что существует строгое решение
парадокса — чёткая грань между «курицей» и «неКурицей».
В этом случае решение парадокса зависит от точного определения
того, что является «куриным яйцом».
Если это — «яйцо, которое снесла курица», то сначала была курица,
а если «яйцо, из которого вылупится курица» — то первым было яйцо.
↓
Красивое решение предложил британский философ Спенсер
в XIX веке: «Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит
другое яйцо», — устранив, таким образом, один из объектов загадки.
)
Современные биологи считают, что яйцо как объект возникло
раньше курицы, так как яйцекладка появилась намного раньше,
чем курица и вообще птица/например, у динозавров, археоптериксов.
Т. е. десятки миллионов лет назад, задолго до появления птиц,
яйца уже существовали.
)
рассуждения+инет
^