Отчасти пути миграций рыб справедливо связывают с движением льда в ледниковый период.
Самые сложные миграции у тихоокеанских лососей. Один русский ученый более ста лет назад совершенно правильно назвал их миграции «кочеванием до смерти» .
Миграция лососей состоит из двух этапов. Сначала они плывут от морских «пастбищ» к устью реки, а затем путешествуют вверх по реке до мест нереста
Путь к устью реки может насчитывать много сотен километров, как, например, у шотландского лосося, который кормится у берегов Гренландии, почти в 4000 км от Шотландии. Предполагают, что на этом этапе миграции лосось ориентируется по солнцу. Пойманные лососи теряют способность ориентироваться, когда небо покрыто облаками, а в лабораторных условиях они руководствуются искусственным «солнцем» .
Хеморецепторы у лососевых рыб лежат в неглубоких U-образных трубочках, расположенных прямо впереди глаз. Вода входит в один конец трубочки, проходит над хеморецепторами и выходит из другого конца, подгоняемая пульсирующими движениями микроскопических ресничек или током воды по поверхности кожи, вызванным движениями рыбы. Эксперименты американских исследователей, затыкавших «ноздри» лосося ватными тампонами, показали, что эти рыбы на пути к нерестилищу руководствуются обонятельными сигналами. Лососи с тампонами совершенно теряли способность находить верный путь ; вместе с тем лососи, «ноздри» которых не были закрыты, находили дорогу к «дому» даже в том случае, если их выпускали о реку выше их родного притока. Они плыли вниз по течению навстречу массе других лососей, поднимавшихся вверх, пока не находили правильный путь. Эти данные были подкреплены результатами электрофизиологических исследований. Нескольким лососям, выловленным на их нерестилищах, пропускали через ноздри воду, взятую в разных участках реки. Когда хеморецсторы лосося омывались водой из его родного притока, в обонятельной луковице, находящейся на основании мозга, наблюдалась мощная электрическая активность, тогда как вода из чужих нерестилищ не вызывала никакого ответа
У семги, как и у многих других рыб, сильно развит "хоминг" - стремление вернуться на нерест именно в ту реку, в которой рыба появилась на свет. Как рыбы находят родную реку, не вполне понятно, но некоторые механизмы можно считать выясненными. Так, многочисленными экспериментами показано, что "дальняя ориентация" на устье родной реки основана на восприятии семгой силовых линий электромагнитного поля Земли. Другими словами, у семги (как, впрочем, и у других лососей) имеется своего рода компас и, соответственно, внутренняя карта, позволяющая ей выбирать нужное направление движения. Стрелкой служат особые магнитно-активные молекулы, которые находятся в удлиненном рыле рыбы, и которые точно также, как и стрелка компаса, при изменении магнитного поля изменяют свою ориентацию в пространстве.
Что касается "ближней ориентации", то есть, узнавания именно своей родной реки, то здесь решающую роль играет обоняние. Семга, во-первых, на всю жизнь запоминает запах той реки, где она появилась на свет, и, во-вторых, способна отличать те тончайшие запаховые нюансы, которые привносят в запах воды живущие в ней ее ближайшие родственники - пестрятки следующих после нее поколений.
Когда у рыб-клоунов появляются мальки, детишек тут же лишает родительской опеки своенравное течение, которое относит их в открытый океан. Однако, по прошествии 10-12 дней большая часть мальков возвращается "домой".
Морские биологи, отловив несколько мальков для эксперимента, поместили их затем в большой аквариум с искусственно созданными завихрениями воды. Потоки воды содержали в себе различные частички - камушки, мусор, кусочки деревьев и актиний. Выяснилось, что рыбки-клоуны "доверяют" только потокам, несущим остатки пальмовых листьев и актиний, и и следуют им, чтобы попасть домой.