Что происходит в 12 главе Мастер и Маргарита
2.Для чего Воланд устроить представление
Кого и зачем наказывают в 12 главе
4 Какова роль 12 главы Мастер и Маргарита
Одна из наиболее важных проблем, поднимаемых
автором в книге, - это проблема человеческой нравственности,
милосердия, борьбы добра и зла.
С этой точки зрения двенадцатая глава "Черная магия и ее
разоблачение" является ключевой, так как в ней Булгаков
разоблачает все основные людские пороки и слабости,
сатирически изображая москвичей 30-х годов.
Эпизод начинается с описания приготовлений к концерту и
встречи артистов, публика, "возбужденная и предвкушающая
интересный номер", заполняет зал.
Первый же карточный фокус, исполненный котом Бегемотом
и Коровьевым, становится испытанием, проверкой на жадность.
Появление по воле артистов в кармане одного из зрителей
пачки червонцев вызывает реплику:
"Сыграйте и со мной в такую колоду», а устроенный далее
денежный дождь рождает настоящую охоту за купюрами:
"Поднимались сотни рук… всюду гудело слово "червонцы,
червонцы»… кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами,
многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые капризные
бумажки".
Булгаков подчеркивает алчность, с иронией отмечая:
"Это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только
что отпечатанных денег".
Дальнейшие события: драка в бельэтаже, потребовавшая
вмешательства милиции," случай так называемого вранья
конферансье Бенгальского, его обезглавливание по
требованию публики и по её же просьбе возвращение
головы на место - все это позволяет "профессору черной
магии" Воланду сделать вывод:
"Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда
стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем
напоминают прежних".
Булгаков устами Воланда отмечает, что люди, несмотря
на техническое развитие, мало изменяются внутренне,
а значит, нравственные законы и ценности, определяющие
их поведение, вечны.
Глава является кульминацией взаимоотношений дьявола
и горожан, после событий в театре Воланд проводит бал
и покидает Москву вместе со свитой.
Ситуация, описываемая Булгаковым в этом эпизоде,
реальна и фантастична одновременно:
артисты и их фокусы – вымысел автора, но поведение и
поступки людей во время спектакля абсолютно достоверны
и вполне могли иметь место в жизни.
Автор словно наблюдает за героями, оставляя читателю
возможность самому делать выводы.
Двенадцатая глава, органично соединяя реальное и
фантастическое, играет важную роль в раскрытии
философского подтекста романа и отражает его
стилевое богатство и своеобразие.
Острой сатирой пронизана глава двенадцатая - «Черная магия и ее разоблачение». Воланд и его свита выступают в Варьете с так называемым сеансом черной магии. В этой главе Булгаков показывает нам собирательный образ москвичей. И зрелище это, стоит заметить, не из приятных… Публика восхищенно наблюдает за карточными фокусами Коровьева и Бегемота. Но лишь до тех пор, пока в карманах то одного, то другого не начинают появляться пачки с червонцами. Здесь человека уже не интересует, каким образом в его кармане вдруг оказалась пачка денег. Главное, что вот они, хрустящие и чудесно пахнущие червонцы! Страшную картину видим мы, когда деньги волшебным образом начинают падать из-под купола: «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки».
Люди обнажили один из своих тяжелейших пороков – жажду денег. Когда с неба летят червонцы, уже нет места чувству достоинства, приличия: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» И вдруг послышалась плюха». Почувствовав в своих руках свалившиеся с неба червонцы, зрители уже не хотят разоблачения этого фокуса. Замечание Бенгальского о том, что это «случай массового гипноза», публика встречает «полным молчанием».
Выявление чисто женских пороков мы видим во второй части представления, во время открытия модного женского магазина. Понимание того, что можно обменять свою старую одежду на модную французскую, чудесным образом преобразует «прекрасный пол» в животное стадо: «Опоздавшие женщины рвались на сцену… Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось…». Страшна их страсть украсить себя внешне при полной внутренней пустоте.
Смешно наблюдать за разоблачением Аркадия Аполлоновича Семплиярова. Хозяин жизни, почетный гость вечера, он восседает в ложе с двумя дамами: женой и дальней родственницей. Чувствуя себя большой и именитой персоной, Аркадий Аполлонович требует разоблачения фокусов. В ответ на это пожелание Коровьев разоблачает его. И тут важность и напыщенность слетает со всех троих и начинается невероятно комичный момент драки зонтиками: «… раздался сухой треск зонтика, отскочившего от головы Аркадия Аполлоновича».
Да, люди полны всевозможных пороков, но и «… милосердие иногда стучится в их сердца…». Зрители жалеют бестолкового и откровенно глупого конферансье, когда тому Бегемот отрывает голову. Переживание за Бенгальского объединяют москвичей, и они хором просят простить его.
Хочется сказать, что название этой главы очень символично. В ней говорится именно о разоблачении. Это разоблачение людей и их пороков, не меняющихся со временем. Публика в Варьете – это собирательный образ современных автору москвичей. Они, как и много веков назад, любят деньги, украшают свою внешнюю оболочку, не обращая внимания на внутреннюю: «Квартирный вопрос только испортил их…».
Мне кажется, что содержание этой главы одинаково смешно и горько. В этом и проявилось огромное мастерство Булгакова-сатирика. Автор сумел увидеть главные человеческие пороки и талантливо их высмеять.
Черная магия и ее разоблачение.
http://www.vehi.net/mbulgakov/master/12.html