Проблема пьянства и алкоголизма уже многие десятилетия является одной из острейших в России. Каждый год алкоголь убивает сотни тысяч наших сограждан. От отравлений алкоголем и его суррогатами в нашей стране каждый год умирает 35 тысяч человек. Ещё выше смертность от заболеваний, вызванных злоупотреблением алкоголем. По мнению ученых, не менее половины людей, каждый год умирающих от сердечно-сосудистых заболеваний, – а это порядка 500 тысяч человек – становятся жертвами злоупотребления алкоголем. При этом, отмечают эксперты, 160 тыс. погибающих ежегодно от различных травм – также жертвы «зеленого змия». Алкоголизм приводит к болезням, деградации нравственности и морали, запустению целых городков и деревень. Борьба с этим злом должна объединять всех россиян, и важную роль в этой борьбе, безусловно, должны сыграть традиционные религии России – Ислам и Христианство.
Как известно, Ислам однозначно запрещает какое-либо употребление опьяняющих напитков. В Коране сказано (смысл): «Опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, быть может, вы преуспеете» (сура «Трапеза», аят 92). После ниспослания этого аята жители Медины вылили вино из своих бурдюков прямо на улицы; несколько дней над всем городом стоял запах спиртного. Благодаря законам Шариата, запрещающим мусульманам производить, продавать и употреблять опьяняющие напитки, мусульманские страны были практически избавлены от проблемы пьянства и алкоголизма. В исламских регионах России проблемы употребления алкоголя не было вплоть до XX века, да и в наше время она стоит в них менее остро, чем в областях с преобладанием христианского населения.
Христианская религия, в отличие от Ислама не предписывающая полное воздержание от алкоголя, строго осуждает пьянство и злоупотребление спиртным. Новый Завет однозначно свидетельствует о том, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). О том, что пьянство доводит человека до полной моральной деградации, можно убедиться на примере истории одного египетского монаха, рассказанной в «Древнем Патерике» (сборнике монашеских преданий). Бес весьма досаждал одному монаху, мешая ему молиться и предаваться аскетическим подвигам. Наконец, он обещал больше не приставать к монаху, если тот согласится совершить один из трёх грехов: убийство, прелюбодеяние или опьянение. Монах подумал, что опьянение, в отличие от убийства и прелюбодеяния, грех – небольшой и согласился. Придя в город, он пошёл в таверну и напился. Тут же познакомился с одной бесстыдной женщиной; она пригласила его к себе домой, где он совершил с ней прелюбодеяние. Вдруг неожиданно пришел её муж. Застав у жены любовника, он начал бить его; монах стал сопротивляться и в драке убил его. Это христианское предание прекрасно иллюстрирует слова Али ибн Абу Талиба, говорившего о том, что употребление алкоголя хуже воровства и прелюбодеяния, потому что «прелюбодей, возможно, не совершит другого греха, а употребляющий опьяняющие напитки, выпив, совершит прелюбодеяние, убийство и пренебрежёт молитвой».
Огромные усилия по борьбе с пьянством Церковь прилагала в конце XIX – начале XX вв., когда это социальное бедствие всё шире распространялось в Российской империи. Организовывали антиалкогольные крестные ходы, создавались многочисленные общества трезвости, члены которых давали обет воздержания от спиртного. Епископ Гомельский Митрофан даже планировал разработку курса учения о трезвости для духовных семинарий.