Дашуля Куликова
Ученик
(118)
7 лет назад
Сокровища.
Так или иначе, все дети, отдыхая на морском берегу, любят собирать ракушки или гальку, лепить куличики или строить замки на песке. Лес, луг или роща могут стать источником сбора различных плодов, ягод, цветов. Собирательством дети могут заниматься самостоятельно и длительное время.
Достаточно всего лишь дать ребёнку атрибут для собирания – пакет, ведёрко или сумку. Не стоит ставить перед малышом условие или задачу – что собирать. Предоставьте ему возможность сделать это по собственному усмотрению. Уважайте его выбор, каким бы нелепым он вам не казался. Цель ребёнка – собрать то, что для него ценно. С чем большим восхищением взрослым будет воспринята каждая находка ребёнка, тем с большим интересом он будет в дальнейшем играть этим материалом. Такое развлечение развивает мелкую моторику рук, внимание и воображение, речь, так как каждое найденное сокровище сопровождается загадочным взглядом, обговаривается с заговорщицкими интонациями. Тут важно не переигрывать, постоянные навязчивые вопросы мешают ребёнку сосредоточиться, и даже могут раздражать малыша, так же как и вас, когда вы чем-то увлечённо заняты.
Сортировка.
Сокровища собраны, пришло время их рассмотреть, рассортировать и придумать, как употребить для формирования математических представлений. Чтоб запустить механизмы классификации, обобщения, сравнения, анализа, синтеза. Можно начать с элементарных игр «Один и много», «Больше – меньше – такой же», «Счёт в пределах трёх».
В таких играх происходит расширение и обогащение первичной ориентации ребенка в количественных отношениях окружающей действительности. Формируются определенные способы деятельности ребенка, которые необходимы ему для удовлетворения познавательных потребностей. Природный материал используется в качестве основы для развития и совершенствования математических действий.
Когда ребёнок сравнивает контрастные по количеству кучки предметов: (один – много, много – мало) у него формируются представления о множестве. Сравнение численности множеств путем наложения и приложения предметов одного множества на предметы другого даёт ему представление о количестве: больше, меньше, столько же. Можно сопоставлять два-три множества предметов по признаку количества. Практиковать упражнения на объединение двух групп предметов и определение количества способом перечисления предметов в новообразованных множествах в пределах 3. Ребёнок учиться воспринимать и отвечать на вопрос: «Сколько всего стало?». Полезны упражнения на изъятие любого количества предметов в пределах 3 и определение количества способом перечисления предметов, которые остались. Так малыш учиться понимать и отвечать на вопрос: «Сколько осталось?».
Чтобы развлечение с использованием природного материала стало развивающим – необходимо желание и умение взрослого организовать его так, что бы игровые действия воспринимались ребёнком не как поучение, а приносили удовольствие всем участникам игры и одновременно развивали малыша. Для этого все математические действия нужно облекать в игровой сюжет. Например: «Необходимо купить в магазине нужное количество продуктов», «Нужно накрыть стол к приходу гостей». С помощью игрового сюжета «Расставим мебель в комнате» можно учить ребёнка употреблять термины, которые обозначают положение предметов в пространстве (над, под, на, рядом). Важна увлечённость взрослого игрой с малышом, речевое сопровождение игрового процесса. И малыш ответит тем же – вовлеченностью в процесс игры. А в дальнейшем станет сам инициатором подобных игр. И кто знает, может быть, даже порадует полётом фантазии, предложив свой вариант игры и выявив собственное желание научить взрослого этой игре. В игре, организованной ребёнком, развиваются его лидерские качества, умение спланировать, провести развлечение и повести других за собой.