К началу XI века невмы (квадратные и подковообразные) стали записывать на горизонтальных линейках и между ними. Введение таких линеек — красной и жёлтой — приписывают итальянскому учёному первой половины XI века Гвидо д’Ареццо. К XIII веку количество линеек стабилизировалось, и ноты стали записываться на четырёхлинейном нотоносце. Четырёхлинейную нотную строку затем заменил более удобный пятилинейный нотный стан. В XVII в. на смену мензуральной нотации в европейской музыке и крюковой нотации в древнерусской церковной музыке пришла пятилинейная тактовая нотация.
Современная музыкальная пятилинейная тактовая нотация — классический вид западноевропейской линейной нотации. Запись музыкального произведения именно в такой нотации чаще всего имеют в виду, когда говорят о «нотной записи» или просто о «нотах».