Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

что такое тенденция?

Пользователь удален Гуру (3865), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
ska Просветленный (20381) 16 лет назад
Направление, куда движется то, о чём говорят.

Например, ваши оценки имеют тенденцию повышаться. То есть они всё выше и выше - сначала были тройки, потом 4 и 5.
Остальные ответы
Юрик Высший разум (117930) 16 лет назад
Из Кирилла и Мефодия:
ТЕНДЕНЦИЯ (от ср. -век. лат. tendentia — направленность) ,
1) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.
2) В искусстве —
а) составная часть художественной идеи: идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление и оценка конфликта и характеров, выраженные через систему образов;
б) более узко — открыто, внеобразно выразившееся в художественном произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника.
Алексей Мастер (2107) 16 лет назад
намеченный или просматриваемый путь развития, направление развития процесса
ROSALIE Знаток (424) 16 лет назад
Тенденция
и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) , в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные) . В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.

В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения "личности" в "принципе", то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа "выхода идеи из образа"). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т. , а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.

Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в. . то есть в период зрелости реализма и одновременно — первых симптомов натурализма, поставившего под сомнение "идеальное" начало в искусстве и ориентировавшегося на "бесстрастие" естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или "основ" и "логики жизни"), и образное выражение "идеального", "высшего взгляда" автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская "идея о мире" присутствовала бы "между строк" (Л. Н. Толстой) . Открытая же Т. , или тенденциозность ("идея высказывается помимо образа" — И. А. Гончаров) , в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным "запросам жизни". Однако, противополагая открыто "тенденциозное" "художественному", русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия ("Бесы" Ф. М. Достоевского или "Воскресение" Л. Н. Толстого) . Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма, начиная с его основоположника М. Горького (роман "Мать").

Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с формализмом и "искусством для искусства", оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры) , романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, "свободный выход субъективности художника" (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором — самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8—9), считая такую Т. уделом литераторов "мелкого калибра". В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность).
Lil_ muslim_ girl Гуру (3607) 16 лет назад
Тенденция - 1)общее определение: возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении. 2)определение в экономике: выявленные в результате экономического анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившаяся направленность экономических процессов. На основе тенденций можно делать выводы о ходе экономических процессов в будущем, прогнозировать экономические показатели.

Похожие вопросы