Принципы речевой коммуникации
Основные принципы ведения разговора:
• принцип последовательности;
• принцип предпочтительной структуры;
• принцип кооперации (сотрудничества);
• принцип вежливости.
●Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает смысловое соответствие ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба — принятием или отклонением и т. д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
●Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры — характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.
●Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».
В работе формулируются конкретные правила, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти правила он делит на четыре категории — количества, качества, отношения и способа.
Автор подчеркивает целесообразность и полезность соблюдения принципа кооперации и его правил для всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения (это могут быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т. п.).
●Другой крупнейший зарубежный ученый Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации — принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил (максим) (лат. Maxima regula – важнейший принцип, важнейшее правило) филос. Логический или этический принцип, важнейшее правило.
Подробнее об этом здесь:
http://studopedia.ru/10_187880_kommunikativniy-akt.html