Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания (1).
Во-первых - познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении ее ресурсов за счет обращения к историческим корням, учета и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности. "История, - пишет М.Г. Ярошевский, - это память науки. Человек, лишившись памяти, …становится существом мгновенья. Его настоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего. Благодаря знанию истории, мы способны, наряду с нашим собственным… опытом, приобщаться к богатствам опыта прежних поколений искателей истины о психическом мире человека" ].
Во-вторых - организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в ее роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований - с учетом как успехов и достижений, так и просчетов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли. Как указывает Ярошевский, история психологии ориентирует исследователя, показывает "направление движения - откуда и куда мы идем. "Память" науки, подобно памяти человека, сберегается не ради нее самой, а ради будущего. Это относится, разумеется, и к прошлому психологической мысли" [6, с.554].
В-третьих - функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение ученого от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь "изобретать велосипед", выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия. При таком подходе, по мнению Ярошевского, "наука движется на холостом ходу, новые знания не добываются" [8, с.395-396]. Историческое исследование, "диагностируя" знание на предмет его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного развития психологии, открывает пути для развертывания ее перспективных направлений.
В-четвертых - рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в научном познании и общественной практике: "… узнать, на что способна психология, мы можем только из информации о том, что ей удалось сделать прежде, из ее истории" [там же, с.395]. Ярошевский называет историю "великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и слабые стороны" [там же, с.403]. В этом смысле история психологии определяется им как "жизнеописание, жизнепонимание этой науки" [там же, с. 395].
В-пятых - интегративная функция истории психологии - "она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии" [там же].
В-шестых - воспитательная функция истории психологии - знакомство с прошлым научной мысли "исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой…Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…" [4, с.4].
В-седьмых - прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции" [8, с.400].
http://www.psyche.ru/catalog/is1/element.php?ID=12