Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
16 лет назад
от
Изменено

Функции истории психологии?

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
16лет

Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания (1).
Во-первых - познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении ее ресурсов за счет обращения к историческим корням, учета и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности. "История, - пишет М.Г. Ярошевский, - это память науки. Человек, лишившись памяти, …становится существом мгновенья. Его настоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего. Благодаря знанию истории, мы способны, наряду с нашим собственным… опытом, приобщаться к богатствам опыта прежних поколений искателей истины о психическом мире человека" ].
Во-вторых - организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в ее роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований - с учетом как успехов и достижений, так и просчетов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли. Как указывает Ярошевский, история психологии ориентирует исследователя, показывает "направление движения - откуда и куда мы идем. "Память" науки, подобно памяти человека, сберегается не ради нее самой, а ради будущего. Это относится, разумеется, и к прошлому психологической мысли" [6, с.554].
В-третьих - функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение ученого от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь "изобретать велосипед", выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия. При таком подходе, по мнению Ярошевского, "наука движется на холостом ходу, новые знания не добываются" [8, с.395-396]. Историческое исследование, "диагностируя" знание на предмет его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного развития психологии, открывает пути для развертывания ее перспективных направлений.
В-четвертых - рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в научном познании и общественной практике: "… узнать, на что способна психология, мы можем только из информации о том, что ей удалось сделать прежде, из ее истории" [там же, с.395]. Ярошевский называет историю "великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и слабые стороны" [там же, с.403]. В этом смысле история психологии определяется им как "жизнеописание, жизнепонимание этой науки" [там же, с. 395].
В-пятых - интегративная функция истории психологии - "она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии" [там же].
В-шестых - воспитательная функция истории психологии - знакомство с прошлым научной мысли "исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой…Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…" [4, с.4].
В-седьмых - прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции" [8, с.400].
http://www.psyche.ru/catalog/is1/element.php?ID=12

Аватар пользователя
Просветленный
16лет

Психологическая наука и ее предмет. История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты) , т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии – другой. Их непременно следует разграничивать.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.

Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психика от других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда, подчеркивая его положительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя "поведение". С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело – предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность орган

Аватар пользователя
16лет

http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/psix.htm
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=23880
Психология (греч. ψυχή — душа и логос — слово, мысль, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) — наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании.

Объективная наука о субъективном мире человека и животных (в определении В. П. Зинченко)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология