ГАЛИНА
Высший разум
(2425487)
7 лет назад
Н. Добролюбов назвал город Калинов "тёмным царством",
а Катерину - "лучом света" в нём.
Катерина, по мнению Добролюбова-
"характер созидающий, любящий, идеальный”.
"...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе",
составляет шаг вперед не только в драматической
деятельности Островского, но и во всей нашей литературе."
Решительный, цельный русский характер, действующий
в среде Диких и Кабановых, является у Островского в
женском типе..."
"Известно, что крайности отражаются крайностями и что
самый сильный протест бывает тот, который поднимается,
наконец, из груди самых слабых и терпеливых."
" Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам,
никогда не довольным, любящим разрушать во что бы
то ни стало.
Напротив, это характер по преимуществу созидающий,
любящий, идеальный.
Вот почему она старается все осмыслить и облагородить
в своем воображении" .
".. у Катерины, как личности непосредственной, живой,
все делается по влечению натуры, без отчетливого
сознания, а у людей, развитых теоретически и
сильных умом, - главную роль играет логика и анализ."
Сначала, по врожденной доброте и благородству
души своей, она будет делать все возможные усилия,
чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы
получить желаемое с возможно большим соблюдением
всех требований, какие на нее налагаются людьми...
Но если нет, - она ни перед чем не остановится...
Такой именно выход представился Катерине,
и другого нельзя было ожидать среди той обстановки,
в которой она находится."
"Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина
воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды,
и которой живет, и не может от них отрешиться,
не имея никакого теоретического образования"
"К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится,
что он и с виду и по речам не похож на остальных,
окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви,
не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное
чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее
однообразной жизни, и желание воли, простора,
горячей, беззапретной свободы."
Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было
Катерине избавиться другим образом от своих
мучителей или ежели бы окружающие ее мучители
могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью.".
"В Катерине видим мы протест против кабановских понятий
о нравственности, протест, доведенный до конца,
провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной,
в которую бросилась бедная женщина.
Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким
прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу."
"...Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех,
кто бы даже и не понял ее сущности ранее;
они заставляют зрителя подумать уже не о любовной
интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют
умершим, да еще каким - самоубийцам!.."
(Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве",
журнал "Современник", 1860 г., №10)