Общая характеристика" Петербургских повестей " Гоголя.
В цикл «Петербургские повести» вошло пять небольших произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Все эти повести объединены общей темой – темой изображения Петербурга, большого города, столицы Российской империи. Единство цикла определяется не только предметом изображения, но и содержанием повестей, их социальным смыслом, местом в творчестве писателя. Отделенная от остальных петербургских повестей большим временным промежутком и обогащенная опытом работы Гоголя над «Ревизором» и «Мертвыми душами», замечательная повесть «Шинель» концентрирует в себе всю идейную и художественную силу гоголевских произведений о николаевском Петербурге.
Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Работа над циклом началась во второй половине 1833 года и особенно в 1834 году, когда Гоголь переживал творческий подъем.
Казенно-бюрократический дух столицы, социальное неравенство большого города, его «кипящая меркантильность» (выражение Гоголя в наброске 1834 года) болезненно отозвалась в душе мечтателя, приехавшего в Петербург с благородным намерением приносить пользу государству. Столкновение мечты и действительности – один из основных мотивов «Петербургских повестей» - Гоголь переживал болезненно, но это было необходимым моментом в идейно-художественном развитии писателя.
Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены одним местом действия – Петербургом. Гоголь создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами.