Песня А. С. Пушкина о Стеньке Разине не пошла в народ, народной песней стало произведение Д. Н. Садовникова
Песня о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем место в действительности. В основе его лежит факт, который описал в воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, голландский ремесленник и путешественник. С 1668 г. он находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. В 1824 г. в журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным.
«...Мы видели его (С. Разина. — Авт. ) на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву! » С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние» .
А запел народ совсем другую песню — «Из-за острова на стрежень» , созданную на тот же самый сюжет Д. Н. Садовниковым (1847—1883), русским фольклористом, этнографом и поэтом, автором стихотворных циклов «Из волжских преданий о Стеньке Разине» и «Песни о Стеньке Разине» . В трактовке поступка атамана Садовников идет за И. Костомаровым, автором монографии «Бунт Стеньки Разина» . Историк пытается найти причину, а следовательно, и некое оправдание выходке Разина, он подозревает, что «злодейский поступок с княжной не был только бесполезным порывом пьяной головы» ; и предполагает, что «Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай считать непозволительным обращение казака с женщиной поступком, достойным смерти. Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется, должен был возбудить споры и негодования тех, которым не позволял того, что позволил себе, и, быть может, чтобы показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедной персиянкою своему влиянию на казацкую братию».