эльминоз махмудова
Знаток
(272)
6 лет назад
Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан».
Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают поэзию Р. Гамзатова. «Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда», - говорил поэт. Расул Гамзатов всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно [18, с. 51].
Выбор своей темы поэт объяснял так: «Моя тема - родина. Мне не надо ее искать и выбирать. Мы не выбираем себе родину, но родина с самого начала выбрала нас. Не может быть орла без неба, горного тура без скалы, форели без быстрой и чистой реки, самолета без аэродрома. Так же не может быть писателя без родины» [15, с. 75].
Расул Гамзатов много ездит по родной стране, и свежие впечатления обогащают его творчество новыми мотивами. Среди них не теряются, а усиливаются прежние, вечно живые - интернациональные и патриотические чувства.
Творчество Р. Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. По этому поводу прозаик писал: «Сейчас в Дагестане не носят нашей национальной одежды. Они ходят в брюках, в пиджаках, в теннисках, в рубашках под галстук - как в Москве, в Тбилиси, в Ташкенте, в Душанбе, в Минске.
Национальную одежду надевают теперь только артисты ансамбля песни и пляски. Человека в старой одежде можно встретить на свадьбе. Иногда, если человек захочет одеться по-дагестански, он берет одежду на прокат. Своей уже нет. Одним словом, национальная одежда исчезает, чтобы не сказать исчезла.
Но дело в том, что у иных поэтов исчезает национальная форма и в стихах, и они даже гордятся этим.
Я тоже хожу в европейском костюме, тоже не ношу черкеску отца. Но одевать свои стихи в безликий костюм не собираюсь. Я хочу, чтобы мои стихи носили нашу, дагестанскую национальную форму» [15, с. 39-40].
С Р. Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.
Человеку с его неугасимыми страстями, - любовью и ненавистью, посвящены стихи и проза Расула Гамзатова. Его герой, следовательно, он сам, страстно любит свою социалистическую Родину, с безграничной любовью относится к своей матери, беспамятно влюблен в прекрасных женщин, встречающихся на его пути. Но первая его страсть, первое чувство, первая любовь - Дагестан. В этом понятии сосредоточиваются самые сокровенные мысли, и чаяния поэтической души Расула Гамзатова.
Ненависть к тому, что препятствует его любви, восстает против нее, только усиливает это беспредельное чувство. И горе тому, кто посягнет на эту великую страсть:
Мне все народы очень нравятся.
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ… [13, с. 255].
Расул по-арабски означает «посланец», или еще точнее «представитель», он был представителем немногочисленного народа, малой страны Дагестан, так, например, Расул Гамзатов объясняет свое имя: «Когда у тебя спрашивают, кто ты, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.… В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой
2. Есть ли сходство между стихотворениями "Мой Дагестан" Р. Гамзатова и "Стихи о Родине" К. Кулиева? Обоснуйте свое мнение.
Просьба написать подробные ответ к данным вопросам.